Киноклуб «Вслед за словом»: Концепция греха (и его искупления) в фильме А. Кончаловского «Грех»
В начале маленькое теоретическое интро)))
Анализируя кинематографическое произведение, важно помнить, что повествование в кинематографе осуществляется на двух уровнях: уровень событий (PLANE OF EVENTS) и уровень смыслов, трактовок (PLANE OF DISCOURSE). Уровень событий в фильме — это сюжет, история. Уровень трактовок — это то, как режиссер показывает зрителям историю. В кино принято считать, что «КАК» важнее, чем «ЧТО».
PLANE OF EVENTS (уровень событий) предназначен для того, чтобы возбуждать зрительское любопытство, а PLANE OF DISCOURSE (уровень трактовок) необходим для того, чтобы режиссёр мог захватить нас своей уникальной идеей, погрузить в авторской мир.
Уровень смыслов одарённый и опытный режиссёр умело «записывает поверх» уровня событий. Именно уровень смыслов (трактовок) даёт показываемым событиям неповторимую визуальную форму. Даёт фильму авторство.
Если, выбирая фильм, мы говорим: пойдём смотреть фильм «Грех», это фильм «про художника», нам интересен уровень событий. Если же говорим: пойдём смотреть «Грех» — это фильм А. Кончаловского, тогда мы ориентированы на уровень смыслов, трактовок.
1
Рассмотрим сначала «Грех» на событийном уровне (PLANE OF EVENTS).
На событийном уровне в фильме «Грех» мы следим… сможет ли Микеланджело отстоять свою финансовую, художественную и человеческую независимость. Гениальный художник находится в конфликте с двумя могущественными итальянскими семействами - Медичи и Делла Ровере. Оба этих семейства, в свою очередь, пребывают в непримиримой борьбе за папский престол. С каждым из этих семейств Микеланджело заключил контракт, который нельзя разорвать. Ужас ситуации для Микеланджело состоит в том, что невозможно выполнить оба эти контракта одновременно. Невозможно служить одновременно Медичи и Делла Ровере.
Важной частью сюжета являются «трудовые будни» художника. Движимый желанием быть во всем первым, он пытается достать из каменоломни колоссальную глыбу мрамора. Занятие это сопряжено со смертельными рисками и для него лично, и для людей, выполняющих эту задачу.
На событийном уровне жанр фильма «Грех» можно обозначить как байопик и производственная драма.
2
О чём фильм А. Кончаловского на уровне смыслов (PLANE OF DISCOURSE)?
Название фильма «Грех» говорит нам о том, что нужно обратить особое внимание на этот уровень.
Грех — это духовное явление. Нужно хорошо понимать смысл происходящего, чтобы определиться с тем, в чём “особая” греховность Микеланджело, в каких грехах обвиняют его окружающие? Почему это стало названием фильма?
На протяжении фильма Микеланджело обвиняют в следующих грехах…
СРЕБРОЛЮБИЕ… Его противники говорят, что художником движет не любовь к прекрасному, а желание побольше заработать.
ВОРОВСТВО… Его обвиняют в том, что, взяв деньги на материалы для работы, он вместо мрамора покупает на них дом и сельскохозяйственные угодья для своего семейства.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО… Микеланджело постоянно даёт обещания и постоянно их нарушает. Он двуличен. Он ненадёжен.
ГОРДЫНЯ… Он презирает обычных людей, своих собратьев-художников (даже самых великих, даже Рафаэля и Леонардо). Микеланджело считает себя не человеком, а ТИТАНОМ.
НЕВЕРИЕ… Перед его картинами (изображениями святых и Бога) нельзя молиться!
Один из могущественных врагов Микеланджело даже называет его «божественной мразью». Он признаёт гениальный талант мастера, но отказывается видеть в нём человека достойного, благородного.
Мы теряемся в этих противоречивых свидетельствах. Действительно, Микеланджело даёт повод для каждого из этих обвинений. И тут автор фильма даёт возможность нам, зрителям, самостоятельно определить истинное положение вещей.
Делает он это с помощью такого инструмента, как СИСТЕМА ОБРАЗОВ. Этот подход подразумевает наличие в повествовании центрального образа, вокруг которого расходятся «круги образов».
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ — это разрушающееся, хрупкое человеческое тело. Тело, которое малÓ для грандиозной души мастера.
Микеланджело постоянно видит ущербные, больные, испорченные и умирающие тела. О своём теле он тоже не очень заботится. Его телесная ущербность (хромой, немытый, с искалеченной спиной) особенно заметна на контрасте с прекрасным юным Рафаэлем. Но и Рафаэль умирает.
Поставив в центр повествования уязвимое тело, Кончаловский строит свою СИСТЕМУ ОБРАЗОВ из полярных, контрапунктных пар. Эта система работает как ТЕЗА и АНТИТЕЗА.
ТЕЛО И КАМЕНЬ…
ТЕЛО И ДУХИ…
ТЕЛО И ТЕЛА…
ТЕЛО И НЕБЕСНОЕ…
Эти пары находятся в остром, казалось бы, непримиримом противоречии, но, оказывается, возможен и синтез!
Тело и Камень примеряются в СКУЛЬПТУРЕ. Тело и мир духов в БЕССМЕРТНОМ ДАНТЕ. Умерший Данте может перемещаться между мирами, и он даже приходит на помощь Микеланджело в роковой момент. Тело мастера и тела других людей обретают единство в «теле» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕХА. Там формируется коллективное тело, позволяющее мастеру решать титанические художественные задачи. Тело и НЕБЕСНОЕ примеряются в ОБРАЗЕ ХРАМА.
Потерпев «неудачу» со скульптурами и живописью, Микеланджело в итоге находит спасительный для себя путь. Он возглавляет строительство Собора Святого Петра. Макет именно этого здания он несёт людям в финале фильма.
Да, человек греховен. Но он может спастись, создавая храмы. Храмы из камня и храмы из своего сердца.
Ведь сказано, что Бог живёт внутри нерукотворных храмов. Он живёт внутри нас, людей.
Андрей Мусин