Киноклуб «Вслед за словом»: Концепция греха (и его искупления) в фильме А. Кончаловского «Грех»

Попов Михаил Николаевич
Кешокова Елена Алимовна
Апр 12 2023
В киноклубе Елены Алимовны Кешоковой и Михаила Николаевича Попова обсуждали фильм Андрея Кончаловского «Грех», посвященный великому Микеланджело. О фильме рассказывает студент Андрей Мусин. Авторская пунктуация сохранена.
Постер

В начале маленькое теоретическое интро)))

Анализируя кинематографическое произведение, важно помнить, что повествование в кинематографе осуществляется на двух уровнях: уровень событий (PLANE OF EVENTS) и уровень смыслов, трактовок (PLANE OF DISCOURSE). Уровень событий в фильме — это сюжет, история. Уровень трактовок — это то, как режиссер показывает зрителям историю. В кино принято считать, что «КАК» важнее, чем «ЧТО».

PLANE OF EVENTS (уровень событий) предназначен для того, чтобы возбуждать зрительское любопытство, а PLANE OF DISCOURSE (уровень трактовок) необходим для того, чтобы режиссёр мог захватить нас своей уникальной идеей, погрузить в авторской мир.  

Уровень смыслов одарённый и опытный режиссёр умело «записывает поверх» уровня событий. Именно уровень смыслов (трактовок) даёт показываемым событиям неповторимую визуальную форму. Даёт фильму авторство.

Если, выбирая фильм, мы говорим: пойдём смотреть фильм «Грех», это фильм «про художника», нам интересен уровень событий.  Если же говорим: пойдём смотреть «Грех» — это фильм А. Кончаловского, тогда мы ориентированы на уровень смыслов, трактовок.

Кадр из фильма

1

Рассмотрим сначала «Грех» на событийном уровне (PLANE OF EVENTS).

На событийном уровне в фильме «Грех» мы следим… сможет ли Микеланджело отстоять свою финансовую, художественную и человеческую независимость. Гениальный художник находится в конфликте с двумя могущественными итальянскими семействами - Медичи и Делла Ровере. Оба этих семейства, в свою очередь, пребывают в непримиримой борьбе за папский престол. С каждым из этих семейств Микеланджело заключил контракт, который нельзя разорвать. Ужас ситуации для Микеланджело состоит в том, что невозможно выполнить оба эти контракта одновременно. Невозможно служить одновременно Медичи и Делла Ровере.

Кадр из фильма

Важной частью сюжета являются «трудовые будни» художника. Движимый желанием быть во всем первым, он пытается достать из каменоломни колоссальную глыбу мрамора. Занятие это сопряжено со смертельными рисками и для него лично, и для людей, выполняющих эту задачу.  

На событийном уровне жанр фильма «Грех» можно обозначить как байопик и производственная драма.

 

2

О чём фильм А. Кончаловского на уровне смыслов (PLANE OF DISCOURSE)?

Название фильма «Грех» говорит нам о том, что нужно обратить особое внимание на этот уровень.

Грех — это духовное явление. Нужно хорошо понимать смысл происходящего, чтобы определиться с тем, в чём “особая” греховность Микеланджело, в каких грехах обвиняют его окружающие?  Почему это стало названием фильма?

На протяжении фильма Микеланджело обвиняют в следующих грехах…

Кадр из фильма

СРЕБРОЛЮБИЕ… Его противники говорят, что художником движет не любовь к прекрасному, а желание побольше заработать.

ВОРОВСТВО… Его обвиняют в том, что, взяв деньги на материалы для работы, он вместо мрамора покупает на них дом и сельскохозяйственные угодья для своего семейства.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО…  Микеланджело постоянно даёт обещания и постоянно их нарушает. Он двуличен. Он ненадёжен.

ГОРДЫНЯ… Он презирает обычных людей, своих собратьев-художников (даже самых великих, даже Рафаэля и Леонардо). Микеланджело считает себя не человеком, а ТИТАНОМ.

НЕВЕРИЕ… Перед его картинами (изображениями святых и Бога) нельзя молиться!  

Один из могущественных врагов Микеланджело даже называет его «божественной мразью». Он признаёт гениальный талант мастера, но отказывается видеть в нём человека достойного, благородного.

Мы теряемся в этих противоречивых свидетельствах. Действительно, Микеланджело даёт повод для каждого из этих обвинений. И тут автор фильма даёт возможность нам, зрителям, самостоятельно определить истинное положение вещей.

Делает он это с помощью такого инструмента, как СИСТЕМА ОБРАЗОВ.  Этот подход подразумевает наличие в повествовании центрального образа, вокруг которого расходятся «круги образов».  

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ — это разрушающееся, хрупкое человеческое тело. Тело, которое малÓ для грандиозной души мастера.

Микеланджело постоянно видит ущербные, больные, испорченные и умирающие тела. О своём теле он тоже не очень заботится. Его телесная ущербность (хромой, немытый, с искалеченной спиной) особенно заметна на контрасте с прекрасным юным Рафаэлем. Но и Рафаэль умирает.

Поставив в центр повествования уязвимое тело, Кончаловский строит свою СИСТЕМУ ОБРАЗОВ из полярных, контрапунктных пар.  Эта система работает как ТЕЗА и АНТИТЕЗА.  

ТЕЛО И КАМЕНЬ…
ТЕЛО И ДУХИ…
ТЕЛО И ТЕЛА…
ТЕЛО И НЕБЕСНОЕ…

Эти пары находятся в остром, казалось бы, непримиримом противоречии, но, оказывается, возможен и синтез!

Кадр из фильма

Тело и Камень примеряются в СКУЛЬПТУРЕ. Тело и мир духов в БЕССМЕРТНОМ ДАНТЕ. Умерший Данте может перемещаться между мирами, и он даже приходит на помощь Микеланджело в роковой момент. Тело мастера и тела других людей обретают единство в «теле» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕХА. Там формируется коллективное тело, позволяющее мастеру решать титанические художественные задачи. Тело и НЕБЕСНОЕ примеряются в ОБРАЗЕ ХРАМА.  

Потерпев «неудачу» со скульптурами и живописью, Микеланджело в итоге находит спасительный для себя путь. Он возглавляет строительство Собора Святого Петра. Макет именно этого здания он несёт людям в финале фильма.

Да, человек греховен. Но он может спастись, создавая храмы. Храмы из камня и храмы из своего сердца.

Ведь сказано, что Бог живёт внутри нерукотворных храмов. Он живёт внутри нас, людей.

Андрей Мусин