Круглый стол «Битва при Каннах: из истории мировых войн»

сб, 30/05/2020 - 11:00
Место проведения 
zoom
Текст 

Посвящается году памяти и славы в России (2020 год)

Участники Круглого стола обсудили одно из самых ярких сражений древности – битву при Каннах, с которой начинается серия побед Рима за гегемонию в Средиземноморье, и фильм «Величие в славе, но слава в величии. Битва при Каннах» (реж. В. Верещагин).


Гвоздева Инна Андреевна
(МГУ имени М.В Ломоносова, Литинститут)

Окружение римских войск под Каннами – это блестящая победа Ганнибала. Но почему же, в конечном итоге, Вторую Пуническую войну выиграл Рим?

В битве при Каннах полностью раскрылся великий военный гений Ганнибала. Он блестяще провел окружение меньшими военными силами превосходящих сил противника на его территории. Однако Ганнибал не мог не понимать, что, несмотря на абсолютную победу, он начинает проигрывать Риму в стратегии. Союзники Рима не перешли на сторону Ганнибала. Тем не менее, в тактике превзойти Ганнибала не удалось никому.

Но отдадим должное и Риму. Несмотря на горечь поражения, римляне научились многому у своего противника, смогли подготовить блестящих полководцев, и в конечно итоге, выиграть Вторую Пуническую войну.

 

Сухачева Кристина
(МГУ им. М. В. Ломоносова)

Vincere scis, Hannibal, victoria uti nescis

Сюжет фильма «Величие в славе, но слава в величии. Битва при Каннах» лаконичен и логически завершен. Композиционно представление делится на 5 частей, соответствующих эталону классического художественного произведения: 1) преамбула (экспозиция, слово ведущего); 2) завязка (речь Ганнибала Барки перед сражением при Каннах); 3) кульминация (конфликт, выражающийся в диспуте Луцилия Эмилия Павла и Гая Теренция Варрона, битва при Каннах); 4) развязка (речи Ганнибала Барки и Гая Теренция после сражения при Каннах); 5) эпилог (послесловие ведущего, итоги войны).

Хотелось бы отметить важную роль Максима Родионова, стараниями которого сценическое произведение получает свою огранку. Ведущий грамотно вводит нас в исторический контекст и последовательно ведет сквозь все произведение.

Сценическую речь актеров (Иван Попов и Алексей Королев) отличает замечательная способность гармонично и соразмерно расставить смысловые ударения. Наиболее сильное впечатление производит эпизод с речью двух консулов перед битвой при Каннах. Героям удалось передать накал исторической ситуации, извечную борьбу разума и страсти. Эмоциональное противопоставление нравов и тональностей, конфронтация взглядов находят яркое отражение в словах: «Ты не слышишь слов моих, ты слышишь только удары яростного сердца твоего» (17:49).

Отражение авторского замысла режиссера-постановщика Владислава Верещагина нашло воплощение в оригинальной сценической форме самого представления. В силу специфики онлайн-спектакля музыка стала элементом, передававшим пейзаж исторической обстановки. Она же, наряду с мерно сменяющимся рядом изображений, de facto, играла роль декораций, определявших пространственную ориентацию внутри сюжета. 

Режиссеру и актерам удалось вдохнуть жизнь в строки Тита Ливия, передать напряженную атмосферу Пунических войн и взглянуть на отражение современности в зеркале истории человечества.

 

Морозов Никита
(Российский Университет Дружбы Народов)

Проект, посвященный битве при Каннах, демонстрирует, что выступления на исторические темы не погибают с переходом на дистанционное обучение.

Студенты Литературного института провели большую работу. Они умело расставили акценты в своем повествовании и верно подметили, что битва при Каннах стала переломным моментом не только во II Пунической войне, но и во всей истории Римского государства, послужив причиной для будущих масштабных преобразований, в том числе и в институте римской армии.

Важное место в проекте студентов занимают речи полководцев, принимавших участие в битве при Каннах. Это речи Ганнибала Барки, Гая Терренция Варрона и Луция Эмилия Павла. Эти речи являются хорошим творческим приемом и представляют большой интерес.

 

 

Ратникова Елена
(МГУ имени М.В. Ломоносова)

Рассказ, сопровождённый видео-рядом, воспринимается ярче и запоминается лучше. Это отличное решение для такого формата мероприятия. Слово Ганнибала и картины военных действий создают впечатление, что происходит инсценировка войны.

Речи римских военачальников с фоновым изображением римского сената создают соответствующую накалённую атмосферу. Студенты, которые читали речи, умело отражают в них эмоции своего героя, и слово "от автора" также зачитано с выражением.

В речах, например, раскрываются многие важные моменты истории древнего Рима, значимые для анализа не только историками, но и всеми интересующимися.


Участники круглого стола:

  • Гвоздева Инна Андреевна
  • Гвоздева Татьяна Борисовна

Участники художественной композиции «Величие в славе, но слава в величии: Битва при Каннах»:

  • Владислав Верещагин
  • Иван Попов
  • Максим Родионов
  • Алексей Королев

Студенты Московского Государственного Университета имени Ломоносова:

  • Сухачева Кристина
  • Ратникова Елена
  • Ярослав Светлов

Бакалавры и магистры Российского Университета Дружбы Народов:

  • Никита Морозов
  • Никита Баранников

Организаторы круглого стола:

  • Гвоздева Инна Андреевна, профессор кафедры общественных наук
  • Гвоздева Татьяна Борисовна, доцент кафедры зарубежной литературы