Культурный туризм. Встреча двадцать первая: Музей-квартира писателя Н. А. Островского

Фукс Дмитрий Александрович
Окт 4 2023
Студенты Литинститута у входа в музей Н.А. Островского

30 сентября 2023 студенты 1, 2 и 3 курсов Литературного института, в рамках культурного туризма под руководством Дмитрия Александровича Фукса, посетили музей Николая Алексеевича Островского на Тверской и узнали о биографии знаменитого советского писателя, автора знаменитых романов «Рождённые бурей» и «Как закалялась сталь», побывали – буквально – в его мире, приобщились к истории родной литературы.


«Нужный вход в четырнадцатом доме на Тверской, 14»

«Нужный вход в четырнадцатом доме на Тверской обрамлен ювелирным магазином с одной стороны и магазином парфюмерии – с другой. Узенький холл с гардеробом едва ли вмещал нашу толпу из тридцати человек. Кто-то решил изучить содержание музея самостоятельно. А я – уже посетившая это место подобным способом на московской неделе музеев – вошла в число двадцати слушателей экскурсии. Нашего экскурсовода звали Павел. Самобытный мужчина средних лет, он живо, с налетом собственного интереса и отношения к историческим и современным фактам, рассказывал о тех, кто когда-либо жил в этом доме. В первой комнате нас ожидал девятнадцатый век и история Зинаиды Волконской. Впечатляющая женщина. Я жадно хватала выдающиеся (даже по современным меркам) факты ее биографии и, без лишней скромности, соотносила с собой. Она была талантлива и трудолюбива, могла составить конкуренцию мужам науки даже в истории, во многом самоучка, папина дочка. Но что важнее всего для меня – числящиеся за ней переводы с итальянского! Ее знаменитый поэтический салон – тот самый, описанный Толстым в «Войне и мире» – музейные сотрудники разместили в первой комнате второго этажа. Всем известно, что он пользовался большой популярностью среди творцов золотого века литературы. Наш товарищ, Александр Сергеевич Пушкин, бывал там как минимум трижды. Так, вдохновившись биографией блистательной княгини Волконской и бесплотными тенями ее знаменитых гостей, мы шагнули в следующую комнату. А вместе с этим – на сто лет вперед, в года жизни и творчества Николая Островского. Волконская уехала жить и умирать в Италию. А дом ее стал сдаваться под жилые помещения. Через сто лет Островский поселится сначала в Мертвом переулке, а затем и здесь – в комнатах дома на Тверской, четырнадцать. Здесь он проведет год, встретит народную любовь и славу, насладится ей. И умрет. Век Островского был недолог. Но по меркам экскурсии – довольно объемен. Женская составляющая (то есть процентов девяносто девять от общего числа) могла почувствовать контраст своего интереса к рассказам Павла-экскурсовода на фоне историй о Волконской. Но цепкий ум литераторов был призван победить усталость и проследить уникальную судьбу советского писателя. Вот что выцепил лично мой ум: Островский родился на украинской земле. Величал себя украинским писателем, но писал исключительно на русском и переводить произведения на мову почему-то отказывался, поручая это переводчикам. Семья его, некогда богатая, разорилась естественным путем до раскулачивания. Он познал бедность и тем же, естественным, путем пришел к идеям пролетариата. И всю жизнь их придерживался. Был сильным по духу, но физическое здоровье подвело его еще в юности. «Поступить с этим организмом по-большевистски – расстрелять» – говорил он, намекая на являвшиеся ему не раз мысли о самоубийстве, поддержкой близких не приведенные в исполнение. Выслушав длиннющий доклад о, безусловно, поразительной жизни Островского, многие преисполнились понимания его творческого пути, творческой истории его произведений. Прошлись ножками по половицам его комнат, с благодатного позволения экскурсовода Павла. Постояли у кровати, где Островский испустил дух. Я же, напротив, воодушевилась. Во-первых, утомленная слушанием пусть и увлекательных речей, я была рада подняться и пройтись. Во-вторых, само осознание подлинности интерьера (предметы в комнатах, за редким исключением, были подлинными), в котором существовал и творил знаменитый писатель – наполняло трепетом. На месте смерти оживилось воображение. Пред мысленным взором воплощались образы из сказаний экскурсовода. Вот совсем еще молодой, талантливый писатель продолжает творить, будучи почти полностью обездвиженным в своей постели. Он с усердием выводит буквы будущего сокровища литературы в специально созданном для каменеющей руки трафарете. В комнату входит Раиса с десятикопеечным супом из соседней столовой в жестяной кастрюльке. Собирает разбросанные по полу листы – хранители гениальной мысли. После принимается сама записывать эти мысли под диктовку едва шевелящихся губ. И мы здесь. В том месте, где ему являлась муза. Где слова складывались в глубокие смыслы. Осталась только одна деталь – выставка работ, посвященная творчеству Маяковского. Знаю не из экскурсии, что музей писателя-Островского активно поддерживает людей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно детей, работы которых и были представлены на той выставке. Экскурсия совсем-совсем подошла к концу. Приятное впечатление тянулось за мной шлейфом. Я решила оставить его в этом очерке и в книге благодарностей экскурсоводу Павлу. Музей Островского на «Тверской, четырнадцать», настоятельно рекомендую к посещению».

Юлия Бескова, 1 курс
Семинар очерка и публицистики


По правде говоря, я уже была в музее Николая Островского, но только когда училась в школе. А тогда информация, в принципе, воспринималась «по-другому», да и в силу нашего возраста экскурсовод не обговаривал многие факты.

В этот же раз память о Николае Алексеевиче не то что освежилась, а даже наполнилась новыми впечатлениями в новой атмосфере, да ещё и с новыми людьми!

Я обычно смотрю вперёд, стараясь не часто оглядываться на прошлое, но на этой экскурсии я столкнулась с редким случаем, когда прошлое преобразовалось в настоящее и стало гораздо лучше, чем было!

Когда осознаёшь, как жил человек, и как, несмотря на всевозможные трудности, умудрялся творить.

Это заставляет поверить и в свои собственные силы как человека пишущего.

Я искренне благодарна всем, кто причастен к организации этого продуктивного похода, потому что заинтересовать и вдохнуть новые ощущения в человека, который уже побывал в музее и знает, что там примерно находится, – это надо уметь. Рекомендую, безусловно, к посещению этот прекрасный дом-музей!

Елизавета Ласкавая
1 курс


Лично мне, как любительнице творчества Николая Алексеевича, поход был приятен вдвойне. Увидев на стенде за стеклом копии романа «Как закалялась сталь» на разных языках, я почувствовала силу, идущую от этой книги, и вдохновилась на написание собственной повести. Атмосфера картин, изображавших Москву в старые годы, а также комнат, в которых все осталось так, будто Островский просто вышел погулять по Тверской, подогрела во мне интерес к истории. Особенно тронула моё сердце фотография, на которой парализованный Николай Алексеевич, лёжа в кровати, диктует наборщицам текст романа «Рожденные бурей», который я прочитала этим летом. 

Помимо залов, посвящённых Островскому и его творчеству, на выставке также был отдельный большой зал с разными плакатами, картинами и рисунками, так или иначе связанными с Владимиром Маяковским.

Мария Пирогова
2 курс


Шикарный музей! Во-первых, это настоящий памятник архитектуры известного архитектора 18-го века Матвея Фёдоровича Казакова. 90% всех сохранившихся зданий того времени в Москве – именно его рук дело. Во-вторых, это история Зинаиды Волконской из числа высшей аристократии, которая жила в этом доме и в чей дом были вхожи такие люди, как Пушкин, например. Да, в целом, почти вся творческая интеллигенция того времени. Много позже в этом доме пару лет жил писатель Николай Алексеевич Островский, ставший при жизни признанным и популярным благодаря своим произведениям «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей». Тяжёлая судьба автора и его несгибаемая воля жить и творить никого не оставили равнодушным во время экскурсии.

Студенты 3 курса