«Новый Журнальный зал» — взгляд создателя

Ноя 22 2018
Выпускник Литинститута Андроник Романов запустил новый ресурс толстожурнальной литературы и ответил на несколько вопросов «Года Литературы».

30 октября на сайте проекта «Журнальный зал» появилась информация о том, что работа его остановлена, обновления проекта прекращены. В «Журнальный зал» с 1996 года выставлялись электронные копии толстых литературных журналов, и к настоящему времени на ресурсе была представлена солидная литературно-журнальная база — 26 журналов и еще 13 в виде архивов.

В настоящий момент на краудфандинговой платформе Planeta запущена кампания по сбору средств на создание сайта проекта «Журнальный зал — 2». Всего планируется собрать 560 тысяч рублей на работу программистов, дизайнеров и верстальщиков. Уже собрано почти 170 тысяч.

Только что в Сети появился еще один ресурс — «Новый Журнальный Зал». Создателем его выступил Андроник Романов — поэт, писатель, издатель, главный редактор журнала «Лиterraтура», а также генеральный директор компании Alfa Vision, которая занимается разработкой первой отечественной операционной системы Alfa OS.

На данный момент на сайте «Нового Журнального Зала» представлены восемь изданий, среди которых журналы «Арион», «Дружба Народов», «Знамя», «Нева», «Нижний Новогород», «Новый мир» (в виде ссылок на сайт журнала), «Новый свет», «Октябрь».

ГодЛитературы.РФ задал Андронику Романову несколько вопросов о новом ресурсе.

«Новый Журнальный Зал» сделан на иной основе: не html, а pdf, в котором невозможен поиск и копирование. Это, так сказать, принципиальное решение, или чисто техническое? 

Андроник Романов: Во-первых, литературный журнал, это не только средство коммуникации между литературным сообществом и читателями, но и традиция подачи материала. Журнальную верстку, возможность перелистнуть страницу — html-ем не воспроизведешь. Само понятие обложки в html не существует. А это все — часть журнальной традиции. Мы постарались воспроизвести визуальные ощущения. Когда мой знакомый показал своей маме прототип с размещенным там номером одного из старейших литературных журналов, она ностальгически прослезилась. Это чистая правда. Что касается поиска, каждый номер сопровождает список авторов публикаций. Ищете автора — получаете перечень номеров с его текстами. Так же можно поступить и с названиями публикаций. В нынешнем виде НЖЗ — рабочий прототип для ПК (появится и мобильное приложение), который будет активно развиваться и внешне и функционально. Уже сейчас, например, авторы могут давать ссылки на свои публикации в размещенных номерах. Под каждым открытым pdf-файлом в ряду инструментов управления есть кнопка «Поделиться». Жмёте на нее, открывается окно со ссылкой, которую вы копируете и ставите в пост в социальной сети. При переходе по такой ссылке номер журнала откроется на той странице, на которую вы ссылались. В общем, pdf оказался оптимальным форматом для «Нового Журнального Зала». 

В описании проекта сказано: «в открытый каталог НЖЗ принимается Редакционной Коллегией, состоящей из учредителей, штатных сотрудников Администрации проекта и приглашенных экспертов». Но при этом не названо ни одного имени; можете приоткрыть завесу тайны?

Андроник Романов: Это очень тонкий вопрос. В свое время мы его успешно обошли в «Лиterraтуре». Думаю, в этот раз сделаем так же. Никакой «общественной комиссии». Решение будет принимать редколлегия проекта, которая в настоящее время формируется. Надеюсь, нам хватит компетенций. Если мнения разделятся, пригласим экспертов, благо со многими знакомы лично. Критерием, как и прежде, останется профессионализм. Естественно, никакой политики.

«Замораживание» ЖЗ многими неравнодушными комментаторами  было воспринято как «знамение времени»: действительно, в эпоху, когда каждый мало-мальски заметный литератор располагает тысячами и десятками тысяч подписчиков в социальных сетях, смысл выкладывания в сеть новых бумажных номеров толстых журналов истончается донельзя. Что можете возразить?

Андроник Романов: Социальные сети — это средства коммуникации, сублимация социальной активности. Происходящее там может быть частью литературного процесса, но никогда его не заменит. В том-то и проблема, что «каждый мало-мальски заметный литератор», как вы говорите… Журналы выполняют роль фильтров. Являются, как я уже говорил, Гринвичем для читателя и для издателя, которые не хотят тратить время на «разбор завалов». Чтобы попасть в обойму серьезных издательств, нужно пройти через журнальные публикации. Отказы стимулируют рост литературного мастерства. Если журналы исчезнут, мы — читатели — утонем в банальщине и сентиментальной глупости, а писательское сообщество окончательно превратиться в подобие тайного ордена посвященных.

Напоследок. Когда пять лет тому назад я запускал «Лиterraтуру», мне казалось, что процесс цифровизации необратим, что бумага свое отжила, и через пять лет книжные магазины и библиотеки закроются за ненадобностью. Но этого не произошло, и, как свидетельствует статистика, если и произойдет, то не скоро. Удобство пользования не всегда является решающим фактором для человека. В мире десятки миллионов поклонников стимпанка и постапа, миров крайне неудобных для жизни. Человек — существо тактильное, ему нужно чувствовать книгу руками, ощущать запах краски, оставлять закладки между главами. И это прекрасно.