Рассказ о том, как нельзя научить писать

Дек 11 2018
Предисловие Сергея Николаевича Есина к сборнику "Литинститут в семинарах мастеров кафедры творчества. Теория, практика и методика преподавания" (2009).

И здесь заголовок совершенно оправдан, и об этом будут говорить многие наши преподаватели — о том, что, в принципе, научить писать стихи, прозу, пьесы — нельзя. Человек должен родиться с некими специфическими внутренними качествами, чтобы захотеть описывать этот мир и создавать мир новый и оригинальный. И основная задача нашего института и нашей кафедры литературного мастерства — сначала выявить этих особо одаренных людей, отобрать их, а потом начинать с ними работу.

Как я много раз говорил, мы только спрямляем путь, потому что, если бы не было определенных задатков, разве из Рубцова получился бы Рубцов? Из Бондарева — Бондарев, а из Ахмадулиной — Ахмадулина? Список наших знаменитых выпускников велик. Но здесь я приводить его не буду.

Сначала мы имеем дело с абитуриентом. Каждый мастер «вылавливает» своего абитуриента сам из большого потока присланных на конкурс творческих работ. Вот мы и подошли к определенной специфике нашего института: в отличие от многих других, в него нельзя поступить, принеся только аттестат и сдав экзамены, — нужно обязательно пройти творческий конкурс, представить творческую работу. Это не очень большая (300350 строк стихов или 25-30 страниц текста) работа. Хочу только, вспомнив свою молодость, заметить, что в молодые годы эти строчки и странички пишутся не так легко, как несколько позже.

Итак, руководитель среди потока «гениев» «вылавливает» тех, кто ему понравился. Подчас мы на кафедре перепроверяем друг друга, и тех, кому отказывает один мастер, на всякий случай читает мастер другой — а вдруг подойдет? Но вот семинар (а я уже сказал, что студенты в институте делятся по склонностям к поэзии ли, к прозе, или к драматургии) — вот семинар собран. Здесь и начинается работа. Этот семинар будет действовать все пять лет, пока студент учится, и каждую неделю, в обязательном порядке, он должен встречаться со своим мастером.

Как правило, наши мастера, кроме того что все они — практики литературы, еще обладают «длинным дыханием». Уверяю, нелегко пять лет подряд встречаться с одними и теми же студентами, обсуждать с ними их рукописи, рассматривать некоторые мировоззренческие вопросы и все пять лет быть для них интересным, не наскучить. У каждого мастера здесь свои приемы. Но с этим должен разобраться сам читатель этой книги.

Сергей Николаевич ЕСИН,
заведующий кафедрой литературного мастерства


Опубликовано в книге Литинститут в семинарах мастеров кафедры творчества. Теория, практика и методика преподавания. М.: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2009.