Студенты Литинститута на экскурсии в Доме-музее А.П. Чехова на Садово-Кудринской
16 сентября 2023 группа студентов разных курсов и факультетов с деканом заочного факультета Людмилой Александровной Карпушкиной и завучем заочного факультета Марией Алексеевной Щавелевой посетили Дом-музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской улице.
Своими впечатлениями об экскурсии во вновь открывшийся после реконструкции Дом-музей А.П. Чехова делится студентка 3 курса очного факультета Анастасия Фандюшина.
Я очень люблю ходить в литературные музеи. Это способ прикоснуться к автору с какой-то особой стороны. Проникнуться его бытом, подышать почти тем же воздухом, что и он, заглянуть «по ту сторону». Мне нравится, что такое подглядывание за писателем в культурной сфере общества считается просвещением. Это умилительно. Ну так вот — сегодня мы были в замечательном доме-музее Антоши Чехонте (или Гайки номер шесть, или брата моего брата и так далее), который вырос в замечательного писателя с тяжелой и интересной судьбой — Антона Павловича Чехова.
Экспозицию открывает зал с синими стенами и множеством плакатов-премьер чеховских пьес в самых разных странах. Это элегантный намек на то, что Чехова за границей в основном знают именно по драматическим произведениям, в то время как русский читатель прежде всего знакомится с рассказами.
После мы краем уха слушаем о детстве Чехова: его отец был купцом, и маленькому Антоше с братьями после учебы часто приходилось работать в отцовской лавке, с юных лет привыкая к необходимости зарабатывать на жизнь. И уже в 16 лет, оставшись совсем один, когда вся родня сбежала из Таганрога в Москву от долгов, юноша уже почти что вынужден содержать семью. Такой опыт не мог не сказаться на Чехове как на писателе. Подглядывать за детскими воспоминаниями творцов мне тоже очень нравится. Это всегда очень трепетно и даже интимно. Детство многое может объяснить.
Далее нас встречает большой полумрачный зал, где рассказывается о том, как юмор и желание заработать ввели Чехова в литературу. Тут он обзавелся своими много- и одноразовыми писательскими псевдонимами, ведь все это казалось ему несерьезным дурачеством, но потом это стало полноценным делом его жизни, способным оставить о нем хоть какой-то след в вечности («Ведь от Николая останутся картины, а от меня — что?»). Кстати, иллюстрацией отношений Антона Павловича с братом служат портреты писателя разных лет, созданные пером Николая. Неслучайно о Николае в музее сказано много, ведь именно его судьба так волновала Чехова и повлияла на зарождение своего рода экзистенциального кризиса писателя.
Мемориальный комплекс музея — отдельная отрада для души. Ведь он наполнен действительными личными вещами писателя! Так хотелось их все пощупать! Но щупалось только глазами — и этого оказалось достаточно. Черновики произведений, живописная керосиновая лампа, подсвечники с драконами, постельное белье с инициалами, даже целый стол! — как я все это люблю! Именно в таких местах происходит истинное очеловечивание писателя, именно после них проникаешься к автору особой любовью и пониманием.
Последний музейный зал представлял собой тройственную картину жизни уже зрелого автора. Первая часть — поездка на остров Сахалин, вторая — жизнь писателя в усадьбе Мелихово, третья — Ялта. И каждая часть в своем стиле, даже с разными обоями. А после — смерть. Осмысленная, тихая смерть. Чехов понимал, что умрет скоропостижно, он, как доктор, знал свою болезнь от и до, но, как человек, не хотел ничего с ней делать — он хотел жить, он хотел творить. Поэтому, невзирая на препятствия, он позволил себе совершить опаснейшее путешествие на Сахалин; поэтому он остался в литературе как прекраснейший драматург, писатель-революционер и просто отважнейший человек, который сделал все, что мог, чтобы повлиять на литературу и общество и оставить свой след в вечности.
Прожить жизнь писателя от первых литературных опытов до последнего вздоха, заглянуть в воспоминания любимого автора, посмотреть на это все в рамках самых неожиданных декоративных решений, да и просто — вдохновиться — вот, что способен дать Дом-музей Чехова.
Закончу эту музейную заметку своей любимой цитатой из дневников Чехова: «Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным».
Анастасия Фандюшина,
студентка 3 курса о/ф