Студенты Литинститута на выставке Виктора Попкова в Новой Третьяковке

26 апреля 2025 студенты очного и заочного факультетов с доцентом Людмилой Александровной Карпушкиной посетили выставку Виктора Попкова в Новой Третьяковке. Своими впечатлениями делятся Дина Паклина, Ника Смирнова, Лина Палаткина и Даша Грибовская.
Дина Паклина:
Бежать перед работой на кураторскую экскурсию в Третьяковку с Людмилой Александровной смотреть выставку В. И. Попкова – это действительно то, ради чего стоило встать пораньше и надеть платье…
Виктор Попков – удивительный художник и человек таинственной судьбы. Прожил всего 42 года, а художественным наследием его восхищаются до сих пор и, уверена, будут восхищаться ещё тысячи лет.
Я купила себе открытку со "Строителями Братска" и буду носить её теперь с собой, размышляя о силе Искусства.
Больше всего мне понравилась картина "Семья Болотовых". В музее я стояла перед ней дольше, чем у остальных работ, и не могла налюбоваться тем, как невероятно написаны колготки у сына).
Ника Смирнова:
Сегодня был странный день. Я должна была встретиться с человеком. Но, как дура, опоздала на час. Пришла лохматая, вся взъерошенная, в нелепых штанах, ну в общем, я была уверена, что разговора не случится. О чем нам, спрашивается, говорить? Я ничего практически не знаю о нем. Ну так слышала где-то. Он обо мне тоже ни сном ни духом. Встретились два незнакомца. Нас не объединяли ни время, ни пространство, ничто. Но, как ни странно, он меня, видимо, пожалел, что ли, и все-таки раскрыл душу, так просто, по-человечески. Он рассказал о своей печали, о войне, о матери, племянниках, сказал, что чувствует приближение смерти… Мы вообще много говорили про смерть. Про Бога тоже. Пасха же недавно была. Мы говорили и о радости. О благости жизни. О красоте северного края. Про Архангельск вспомнили, а у меня там Бабушка родилась. Было очень приятно. Показывал мне все эти красоты: реки, деревья. Он рассказывал мне про Пушкина. Он у него там какой-то свой. Такой... Пушкин-мечта. Под конец даже показал мне свою белую лошадку. Очень красивую. Какую-то даже призрачную. Встреча наша была не такой уж и долгой. Но я успела его полюбить, пожалеть, даже как-то привязаться.
И вдруг он умер. Представляете? Прямо в Третьяковке, среди картин, я узнала, что его больше нет. Так глупо. Так не вовремя. Мы только познакомились, а он уже... И только тогда впервые я подошла и посмотрела ему в глаза. Это были глаза Виктора Ефимовича Попкова.
Лина Палаткина:
Кураторская экскурсия, посвященная творчеству Виктора Попкова, впечатлила. Признаюсь, об этом талантливом художнике и мастере графики до этого ничего не знала. Обрадовалась, когда увидела первые картины на выставке: соцреализм, полный жизни. Картина «Весна в депо» 1958 года передает особое настроение зрителю. На фоне огромных стальных колес поезда мы видим, как зарождается чувство между молодым мужчиной и девушкой. Художнику удивительно точно удалось показать заинтересованный взгляд работника депо и его добрую, открытую улыбку, легкое смущение прекрасной девушки в ответ. Романтическому настроению не мешают ни рабочая одежда, ни слякоть под ногами, ни физический труд. Весна в депо, весна в сердцах, весна повсюду! Об этом сообщает и тонкое молодое деревце на переднем плане, только что распустившее свои первые листья.
Более поздние картины художника не отличаются жизнерадостными сюжетами. Например, цикл «Мезенские вдовы» 1960-х гг. поднимает темы тяжелых утрат и одиночества, верности, памяти, нравственности русских женщин. Удивили акварели художника: свободные, смелые, «самоцветные».
Завершается выставка «Пушкинским циклом», пожалуй, наиболее философски глубоким. Показалось, будто В. Попков исследует сам творческий процесс, ищет и находит нечто общее в поэзии и живописи, в том, как приходит вдохновение и воплощается в слове или на холсте. К концу экскурсии было тяжело сдерживать слезы, а кто-то из нашей группы дал им волю. Благодарю Людмилу Александровну, Литературный институт и организаторов выставки в Третьяковской галерее за возможность познакомиться с творчеством В. Попкова и прочувствовать его отношение к природе, быту, судьбам людей, творческому процессу и жизни вообще.
Даша Грибовская:
Побывала на последней экскурсии, которую проводила куратор выставки «Виктор Попков».
Человек постоянно находился в движении: хотел поступить на живописца, прошел на графика, но во время учебы ездил на пленэры вместе с живописцами. «Писал соцреализм», получал критику, искал стиль.
Он сам был, как и его искусство, диалогичным, здесь нельзя обойтись простым созерцанием.
Перейдя от соцреализма к «суровому» стилю, Попков попадает в Италию, в Венецию, где знакомится с классическим и современным искусством не через каталоги, как многие его коллеги, а вживую.
В своих картинах он никогда не цитирует напрямую, но в них всегда есть намеки (или даже флаги), отсылки: «белый конь» к суприматизму, автопортрет в желтой шапке к иконописи; некоторые картины вбирают в себя русский и зарубежный импрессионизм, в то время как в других видны приемы графики.
Белый конь кочует из одной картины на другую, только случай или волевое решение художника не перенесло его с эскиза на финальный вариант полотна «Хороший человек была бабка Анисья», но там видны отсылки к более раннему циклу «Мезенских женщин».
Зато конь засветился у Пушкина, а сам поэт в другом произведении – «В часовне» из цикла «На Кенозере».
Постоянные отсылки на других и самого себя делают творчество Попкова формой визуального дневника поиска себя.
В середине 60-х он заинтересовался семейной и бытовой тематикой. Как график, Попков уделял много внимания фактуре, иногда оставляя людей с гротескными масками или пастозным лицом.
Переходя от периода к периоду, от карандаша к маслу и обратно, от темы к теме, Попков оставлял за собой право на полный эксперимент, будь то заказное полотно или линогравюра, эскиз или семейная сцена.
Символизм... Немного странно слышать это в ракурсе разговора о человеке, который начинал с соцреализма и был хорош в нем. Вроде прямой как шпала, проповедующий честность и трудолюбие стиль не оставляет за собой права на туманность и недоговоренность, но уже тогда художник включал в свои произведения второй и третий смысл.
Как тема солдатских жен может перекликаться с деревнями на Севере? Но Попков объединял в своих работах не только разные жанры и приемы, он затрагивал волнующие его социальные темы.
Тем чуднее выглядит его смерть действительно по ошибке. И тем печальней видеть его мать на картинах, ведь она пережила всех своих четверых детей.
Попков служит ярким напоминанием, что стоит идти на эксперимент и не стоит зацикливаться на одном и том же. Не бояться комбинировать и отказываться от прошлого.
«Поехали!» сказал Гагарин в 61 году, и Попков поехал: в Европу, на Дальний Восток, на Север. Он не кричал громко, но его творчество требует ключа для понимания. Может, потому так часто изображение ключа на его полотнах…