Студенты семинара критики посетили музей Сергея Коненкова

Чередниченко Сергей Андреевич
Мар 11 2025
Сергей Андреевич Чередниченко со студентами своего семинара

25 февраля 2025 студенты очного и заочного факультетов творческого семинара литературной критики со своим руководителем Сергеем Андреевичем Чередниченко побывали в Мемориальном музее «Творческая мастерская С. Т. Коненкова» (Тверская, 17). По итогам знакомства с экспозицией и экскурсии студенты поделились своими мыслями и впечатлениями.


Михаил Брусника

Сколько мало бывает необходимо, чтобы пропасть в музее… И если подбирать нужное слово, то «затягивает» – глагол для музея Коненкова самый подходящий. В нём нет шума и суеты бульварного кольца, нет претензий на особую «русскость» или элитарность, с какой принято ассоциировать художников такого масштаба. Только спокойствие, только умиротворенность, только сосредоточенность на внутренней работе, находящей отклик и в мраморе, и в гипсе, и в любимом художником дереве. Тёплом и даже зримо мягком, чтобы передать ту особую чуткость к жизни, которая отличает здесь любую работу. Стремиться понять Коненкова – это прежде всего стремиться понять себя и ту тягу к простым счастливым истинам, присущим, пожалуй, каждому. И уже хотя бы за этим сюда стоит прийти.

Михаил Вистгоф

Возможно ли увидеть сплетение язычества, христианства, русского космизма, Паганини, Эйнштейна и неудобного стула для курильщиков в форме козла? Возможно – и это музей Конёнкова. Первая комната музея – место, где можно увидеть сову, переходящую в кресло, множество деревянных созданий, частично выдуманных Коненковым, частично взятых из фольклора. Коненков использует разную тематику – и вторая комната музея отлично демонстрирует это. Там и огромное лицо Паганини, похожее на вытянутый месяц, и деревянная скульптура, иллюстрирующая теории космизма, которыми Коненков увлекался. Есть голова Баха, волосы которого похожи не то на змей, не то на извилины, не уместившиеся в голове и вылезшие наружу. Много христианской тематики, которую скульптор трактует по-своему – чего стоит только Лазарь и его лицо. Коненков имеет характерный почерк – резкий, по-хорошему грубый, дионисийский.

Яна Кулакова

Утром я подумала, как выглядит портрет человека в глубокой фазе сна. Она самая короткая, но именно в ней мы полностью восстанавливаемся, мозг почти не активен. Интересно, как выглядит человек, который вышел на 15 минут из своего «Я». Я представила, как расслабляются мышцы лица, когда им не нужно отражать психологические маски ни во сне, ни в жизни.

В мастерской я увидела фото дипломной работы Конёнкова – «Самсон, разрывающий узы». Мышцы Самсона напряжены, колени завёрнуты внутрь, вот-вот проступят вены на шее. Он жертва, а не герой. Его тело напряжено от стыда и страха, оно ожидает смерть. Название скульптуры говорит о динамике, но я видела сжатие. Как будто не грудь разрывает ремни, а ремни всё сильнее стягивают грудную клетку. Самсон делает последний вдох, втягивает живот.

Но его лицо выглядит смиренным, его эго растворилось. Господь явил Самсону чудо, что вера – его божественная природа, её нельзя отрезать. Самсон всегда был сильным и без волос, но привязался к ним.

Мария Кузьмина

Переступая порог музея «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова» на Тверском бульваре, словно проходишь через портал сквозь время и пространство и попадаешь на дачу скульптора, где панорамные окна для работы, высокие потолки и мебель ручной работы с диковинными формами. Задача мастера – вложить в материал свою энергию, свои мысли: заставить камень дышать, а дерево излучать тепло. Лишь человек с необычайной жизненной мощью и опытом на это способен. И Сергей Конёнков с такой задачей справляется.

Среди экспонатов на постоянной выставке меня особенно заинтересовал портрет, так похожий на древнегреческого мыслителя (в преддверии экзамена по античной литературе) – это оказался портрет Константина Циолковского. В этой скульптуре мастер выразил свое признание мыслителю и ученому, сильно опередившему свое время и приблизившему космическую эру человечества. Портрет великого ученого был создан Конёнковым в 1968 году, это одна из последних работ скульптора. Космос и скульптура – две темы, более всего волновавшие автора в зрелом возрасте. Он смог выразить в камне мысль о грандиозном техническом прогрессе современности.

Ростислав Мишин

Впечатление от музея случилось приятное, я бы даже сказал, что восторженное. Давно не получал такого удовлетворения от таких маленьких, уютных мест. Некоторые скульптуры (например, «Пророк») особенно поражают. Лекторка увлечённо рассказывала о творческой истории скульптора. Её эмоциональный регистр не зануден, поэтому не хочется зевнуть во время прослушивания спича.

Вера Ковчегина

Посещение музея Конёнкова оставило приятные впечатления. В каждой работе скульптора ощущалось глубокое понимание человеческой натуры. Меня поразило мастерство, с которым Конёнкову удавалось передавать портретное сходство, используя самые разные материалы. Скульптуры словно оживали, мне удавалось почувствовать характер и индивидуальность изображенных людей. Экскурсовод подробно рассказывал о каждой работе Конёнкова, что добавляло глубину восприятию. Я ушла из музея с чувством вдохновения и желанием узнать о скульптуре больше.