«Воплощённая незримость»: рецензия на роман Александра Сегеня «Эолова арфа»

Сегень Александр Юрьевич
Апр 12 2024
В «Литературной газете» опубликована рецензия критика Александра Москвина на роман руководителя семинара прозы в Литинституте Александра Юрьевича Сегеня «Эолова арфа».
Скриншот

Александр Сегень. Эолова арфа. – М.: РИПОЛ классик, 2024. – 800 с.

Вот уже на протяжении нескольких лет писателя Александра Сегеня не отпускает тема кинематографа. В его книгах «Кремлёвское кино» и «Волшебный фонарь» изображается, как творили первые советские мастера экрана и какую роль в этом сыграл «главный зритель» Иосиф Сталин. Действие нового романа, «Эолова арфа», который Сегень в ряде интервью назвал своей лучшей вещью, охватывает уже вторую половину XX века. В нём пи­сатель смещает акценты от правды жизни к правде искусства – развитие советского кинематографа там показывается через жизнеописание вымышленного режиссёра с экзотическим именем Эол Незримов.

Сегень выстраивает довольно специфическую композицию романа. В самом начале пожилой режиссёр умирает накануне своей золотой свадьбы, а его жена и вдохновительница Марта вместе с усопшим пересматривает все его фильмы, заодно вспоминая основные вехи судьбы и творчества покойного мэтра. Большинство событий романа представляют собой довольно долгий флешбэк, в который укладывается вся жизнь режиссёра, но это не вызывает ощущения затянутости – события прокручиваются стремительно, как киноплёнка. Каждый кадр Сегень бережно расцвечивает разными эмоциями – где-то преобладает трагедийный надлом, где-то мелодраматическая чувственность, а местами проглядывает даже комедийная эксцентрика.

Исследуя творческий путь вымышленного режиссёра, Сегень выдерживает баланс между историей жизни человека и историей его идей, чем часто пренебрегают даже авторы биографий реальных личностей. Незримов женится и разводится, заводит друзей и наживает врагов, не противостоит власти, но уклоняется от слишком тесного сотрудничества с ней. Вместе с тем происходит и творческое становление режиссёра – одни фильмы проходят долгий извилистый путь от замысла к воплощению, а другие так и остаются нереализованными задумками. Сегень приводит подробные синопсисы фильмов Незримова, детально освещает съёмочный процесс, упоминает операторские ходы.

Судьба Незримова складывается вполне успешно...

Читать далее...