Взгляд стрекозы и чувство эпохи. К юбилею писателя и литературоведа Игоря Волгина

Мар 3 2022
В литературном приложении к «Независимой газете» – «НГ-ExLibris» писатели поздравляют профессора Литинститута Игоря Леонидовича Волгина с юбилеем.
Игорь Волгин

Многие студенты Литинститута помнят легендарную 24-ю аудиторию. Она существовала еще до реконструкции, сейчас ее, увы, уже нет. Посреди нее красовался старинный (дубовый?) длинный овальный стол. Именно здесь долгое время проходили занятия творческого семинара Игоря Волгина. В 1996 году, когда ушел из жизни Юрий Левитанский, Волгин «подхватил» и приютил его студентов. Позже приютил он и пару попросившихся к нему студентов из расформированной группы семинара Юрия Кузнецова. Мастер, как правило, председательствовал во главе стола, рядом устраивались «особы, приближенные к императору», среди которых в конце 1990-х, например, были Анна Аркатова, Мария Ватутина, Ольга Нечаева, Илья Плохих; другие семинаристы и «вольные слушатели» (семинар был открыт для всех) располагались на стульях и креслах вдоль стен. И сразу было видно – здесь бьет живой родник литературной жизни: на семинар часто приходили гости (скажем, Виталий Пуханов, Дмитрий Быков), почти каждый раз устраивали «чтения по кругу», причем читать могли и случайно пришлые. И мастер всегда давал блестяще точное, ясное, порой ироничное (но никогда не оскорбительное!) суждение.

6 марта Игорю Волгину исполняется 80 лет. Игорь Леонидович творчески удивительно разносторонен: писатель, достоевист, историк, поэт, телеведущий (кто хотя бы раз не видел его программу «Игра в бисер» на канале «Россия Культура»?), преподаватель МГУ и Литинститута, многолетний (точнее, многодесятилетний) руководитель легендарной литературной студии «Луч». Сегодня юбиляра поздравляют его ученики и коллеги по перу. Кто-то из них учился у Волгина на журфаке МГУ, кто-то вместе с Игорем Леонидовичем участвует в Международных писательских встречах в Ясной Поляне, кто-то является питомцем «Луча», кого-то свела с Волгиным «Игра в бисер», а кто-то просто добрый друг.

<...>

Алексей Варламов, писатель, филолог, историк русской литературы, ректор Литературного института им. А.М. Горького

Прежде всего Игорь Леонидович – это уникальный человеческий экземпляр. Как можно так долго оставаться молодым, сохранять ясность ума, реакцию, память, живость чувств – все это подлежит серьезнейшему, в высшей степени многообещающему научному исследованию. Впечатление такое, что этот человек живет в другом времени. Волгина уже давно обогнали его поседевшие, облысевшие ученики, выпускники, воспитанники, а он по-прежнему неподвластен законам природы. А если выбирать из всех волгинских ипостасей, то чаще всего я сталкиваюсь с ним на записи программы «Игра в бисер», и меня опять же поражает его умение быть по-настоящему в теме любой темы. Будь то Шекспир, Кафка, Булгаков, даже Апокалипсис, он всегда умеет подметить самое важное, вроде бы очевидное, но заметное ему одному. Это какой-то особый дар внутреннего зрения, взгляд стрекозы, чувство эпохи, умение понимать другого и всегда умная, точная, живая речь.

Евгений Водолазкин, писатель, литературовед, доктор филологических наук

Особенность героев нашего (и не нашего) времени состоит в том, что в основе их имен лежат гидронимы. Проще говоря, названия рек. Отличает их также то, что они, собственно, и не герои. Ничего общественно значимого не делают, скучают, стреляются (Онегин, Печорин), а если и делают (Ленин) – то уж что-то такое, что лучше бы, честное слово, скучали. Лишние, одним словом, люди.

Счастливым исключением в этом ряду видится мне Игорь Волгин, занятый настоящим делом. Раннее увлечение Достоевским позволило ему предпочесть эволюционный путь революционному. Сам замечательный поэт, он воспитал плеяду первоклассных поэтов – что может быть важнее для общественного прогресса? Не чужда ему и проза: на его историко-литературных трудах выросло уже не одно поколение. В отличие от своих предшественников, вымышленных и реальных, в слове печатном и телевизионном он учит нас любить классику. Наконец, это просто добрый и светлый человек. Подобно созданной им литературной студии, Волгина можно было бы назвать лучом, способным светить в любом царстве. Настоящий герой нашего времени. Игорь, дорогой, с юбилеем!

Сергей Гандлевский, поэт, прозаик, переводчик

Я знаю Игоря Волгина полвека, сердечно привязан к нему и уважаю за талант и нравственную устойчивость. Начало его литературного поприща было довольно соблазнительным: он бурно стартовал и легко мог сделаться важным советским мэтром, однако не сделался. Когда я давным-давно с молодой беспардонностью спросил, что помешало его карьере, Волгин ответил: «Я испугался…» Хороший испуг!

Так что его растянувшееся на десятилетия углубленное изучение великого моралиста Достоевского не кажется случайным.

Игорь Волгин выказал вкус и нравственную вменяемость и в революционные 1990-е годы; его можно считать консерватором в традиционном смысле слова, без примеси советской ностальгии.

Игорь Леонидович – бессменный руководитель университетской поэтической студии «Луч». Научить поэзии, как учат арифметике или фигурному катанию, нельзя, но можно создать атмосферу, облегчающую самообучение людям со способностями – и Волгин создал такую атмосферу. Тогда, много лет назад его руководство не ощущалось, была иллюзия, что все происходит непринужденно. И у меня есть основания думать, что и нынешние студийцы «Луча», и университетские выпускники поминают профессора Волгина добрым словом.

И наконец, Игоря Волгина во вполне почтенном возрасте, как в свое время Афанасия Фета, накрыла волна поэтического вдохновения – он пишет прекрасные стихи.

Долгих Вам лет и здоровья, дорогой Игорь Леонидович, а таланта, бодрости духа и работоспособности Вам не занимать!

<...>

Александр Снегирёв, прозаик

Наша дружба с Игорем Леонидовичем – ровесница «Игры в бисер». Уже десять лет я и зритель, и участник. Из-за «Игры в бисер» я прочел множество книг – готовясь к съемкам, перечитывал, а чаще читал впервые. Игорю Леонидовичу удается не только собрать интересных гостей, но и команда у него отличная – Татьяна Сорокина, Катя Волгина, шеф-редактор Николай Марченко, это те, кого я знаю лично, а еще режиссер, операторы, звуковики, светики (осветители. – «НГ-EL»), монтажеры. «Игра в бисер» не просто увлекательное просветительское шоу, это вселенная с мощной гравитацией, притягивающая все новых содержательных людей. Классика неисчерпаема, желаю «Игре в бисер» того же!

Опрос подготовлен при участии Алисы Ганиевой