Аспирант Литинститута Алексей Небыков и другие соавторы сборника современного детектива в Булгаковском доме

Ноя 15 2023
В рамках Литературной гостиной Лолы Звонарёвой в Музее-театре «Булгаковский дом» состоялся большой творческий вечер авторов сборника остросюжетных рассказов «Зеркальный детектив» (импринт Антона Чижа «Новый русский детектив» в «Ридеро́»).
Гости вечера

Литературная гостиная Лолы Звонарёвой в Музее-театре «Булгаковский дом» 7 ноября 2023 представила сборник «Зеркальный детектив». 29 рассказов от авторов мастер-курса Антона Чижа».

Лола Звонарёва представила Алексея Небыкова, прозаика, главного редактора портала «Печорин.нет», аспиранта Литературного института. Они познакомились на фестивале «Интеллигентный сезон», жюри которого она возглавляет, в 2019 году. Алексей ярко прозвучал, запомнился, получил диплом победителя в номинации «Малая проза». Его произведение было напечатано в журнале «Литературные знакомства» (главный редактор – Л.У. Звонарёва). В этом журнале в том числе публикуются подробные репортажи с вечеров Гостиной.

Алексей Небыков стал ведущим вечера и представил новую книгу современного детектива. Все проекты, в которых он участвует, как правило, интересные, оригинальные, к ним привлекаются талантливые люди.

А. Небыков рассказал, что сегодня проходит вторая презентация сборника. Первая состоялась на Комсомольском проспекте, в литературной гостиной Союза писателей России.

Поблагодарил Лолу Звонарёву за приглашение представить сборник в этих стенах, где жил и работал великий писатель Михаил Булгаков, где по-прежнему живёт Кот Бегемот (которого все видели в буфете), и царит атмосфера острого сюжета, тайны и мистики. Здесь всё словно создано для презентации этой книги.

Сборник «Зеркальный детектив» создавался в литературной мастерской известного писателя Антона Чижа, в его Писательской академии. С его помощью авторам удалось издать эту замечательную книгу.

Вообще интерес к криминальной литературе, к историям, связанным с преступлениями, возник в начале XIX века. Теоретики литературы связывают это с повсеместной в то время реформой уголовной системы наказаний. Были отменены пытки, от людей перестали требовать признания в совершённых преступлениях. Больше внимания стали уделять косвенным уликам, доказательствам.

Были созданы учреждения, государственные и частные, которые в том числе дали ход и литературному явлению. В 1812 году в Париже Эжен Франсуа Видок (бывший преступник, ставший частным детективом) создал Сюрте (Sûreté, безопасность) – аналог спецслужб, в котором преступления расследовали бывшие уголовники.

В Скотленд-ярде в 1843 году открывается департамент уголовных расследований.

В Чикаго Алан Пинкертон в 1850 году создаёт первое детективное агентство.

У нас в Санкт-Петербурге в 1866 году учреждается сыскная полиция.

В XIX веке криминалистика постепенно превращается в науку, уголовный розыск становится всё более профессиональным. В частности репутация и талант сыщиков становятся во главу угла и вызывают повышенный интерес. Широко издаются произведения о реальных и вымышленных преступлениях.

Таким образом, интерес к детективу не угасает уже 200 лет, он пользуется большим спросом.

Сегодня перед вами выступят 6 авторов сборника «Зеркальный детектив». Представят детектив в разнообразном обличье, различна и география – и место жительства авторов, и место действия.

Современная теория литературы выделяет множество подвидов детектива: классический, полицейский, психологический, герметичный, уютный провинциальный, конспирологический шпионский, «крутой», мистический, исторический, фантастический, скандинавский, политический, детский юношеский и даже иронический.

Авторы прочтут начало своих произведений, а продолжения можно либо найти на сайте Издательского сервиса «Ридеро́», либо приобрести бумажную книгу после окончания вечера и подписать её у авторов.

Характерная особенность детективов этого сборника – в каждой истории присутствует зеркало. Оно либо улика в совершённом преступлении, либо каким-то мистическим образом воздействует на героев.

Книга посвящена памяти автора Елены Ахматовой. Она работала над сборником в коллективе авторов, её не стало в этом году.

Уже опубликовано две рецензии на сборник – в «Литературной газете» (автор Елена Сафронова) и на портале о культуре «РРРевизор.ру» (автор Василий Геронимус).

Литературный критик Василий Геронимус выступил на презентации со своей рецензией на книгу. В. Геронимус считает, что книга «Зеркальный детектив» безупречно сделана. Каждый следующий детектив становился для него открытием. Бывают объёмные детективные истории, в которых на первом месте загадка сюжета, здесь же мы скорее имеем дело с детективными новеллами, в которых на первом месте загадка человека. Разница принципиальная.

Загадки человека сопряжены с наличием в сюжете таинственного предмета – или непосредственно зеркала, или предмета, который находится с зеркалом в одном ассоциативном ряду. Этот предмет либо даёт человеку притягательные, но опасные знания, либо от чего-то его защищает. Само собой напрашивается слово талисман. В центре истории идея исключительной ценности или бесценного предмета.

Хотел бы выделить три истории сборника.

Прежде всего, это новелла М. Смирнова «Берегитесь старины». Здесь зеркало будто бы с двумя гранями. Для молодой ветреной красавицы зеркало инструмент, с помощью которого она может прихорашиваться. Тусклое изображение в нём ей досаждает. Для пожилой умудренной дамы неясность изображения в зеркале сама по себе притягательна. Зеркало для неё ценный предмет, историческая память. Две грани явления зеркала невероятно остроумно обыгрываются.

Второй рассказ – «Воден дявол» А. Небыкова. Следователь из Москвы приезжает в Сахалинский край. Здесь случилось несчастье: утонула моторная лодка с людьми. Следователь догадывается, что лодка утонула не случайно, кто-то помог людям уйти. Хотя явных улик нет.

Важны не материальные улики, а психологические нюансы и детали, которые наводят следователя на мысль, что «несчастный случай» кто-то подстроил. Психологические подступы к решению проблемы, которые снова имеют прямое отношение к тайне человека.

И, наконец, рассказ Натальи Авдеевой «Медальон», место действия –Петербург. Этот город удивителен тем, что он с одной стороны геометрически правильный, рациональный, а с другой – мистический.

Неудивительно, что здесь разворачиваются события мистического свойства. Главный герой находит медальон, который его связывает с миром иным. Каждый читатель может сам прийти к разгадке.

Хотел бы поздравить от души с этим ярким событием нынешней литературной жизни. Пожелать всем удовольствия от чтения книги, которая, несомненно, является фактом настоящей литературы.

Первый автор – Наталья Резникова и начало рассказа «Зеркальная туманность». Автор называет себя бизнесменом по жизни. Одним из её проектов было издательство «Содействие», выпускали детскую литературу, тиражи были по 100 тысяч. Будучи издателем, даже подумать не могла, что когда-то станет писателем и выступит в Булгаковском доме.

Начала писать благодаря ковиду. Размещала тексты в Сети. Читатели стали просить ещё. Пишет в основном сказки. Затем стала посещать литературные кружки.

Три книги изданы. Продаются. Более всего интересует сам творческий процесс.

Маша Фокс, фрагмент рассказа «Комната смеха». Автор живёт в Англии, на юго-западе, где располагается так называемся Английская Ривьера. Город Торки – родина мужа Агаты Кристи. Приехали туда в свадебное путешествие, там и возник её герой Пуаро.

Став детективщицей, автор выбрала для описания места, которые знает. На всех курсах всегда говорят – пишите про то, что знаете. Не пишите про то, что представляете.

Сейчас пишет роман о своей героине, молодом адвокате, амбициозной, хорошо образованной женщине.

Герои – инспектор и адвокат, инспектор расследует, задача адвоката – найти дырки в следственном процессе, на которых она потом будет строить свою защиту.

Приезжает цирк-шапито, и во время представления погибает главный гимнаст, звезда арены. Герои оказываются на этом представлении случайно.

Цирк – тоже своего рода зеркало, отражение нашей жизни. Может быть, кривое. Захотелось построить рассказ на контрасте обычной жизни, цирковой жизни и комнаты кривых зеркал.

Гульнара Василевская, рассказ «Обретённое сокровище». Автор по образованию геолог, работает геологом. Очень любит путешествовать. Приезжая из путешествий, невозможно их не описать. Постепенно стало интересно писать не только об увиденном, ведь всё время переживаешь приключения. Дорога полна неожиданностей. Захватывающие обстоятельства.

Так она оказалась и на курсе Антона Чижа. Детектив для неё тоже новая история. Было трудно убить человека в произведении.

Зеркало в её тексте не сильно значимо, фигурирует опосредованно. Но зашифровано ещё одно зеркало. Может быть, читатели догадаются…

Максим Смирнов, рассказ «Берегитесь старины». Автор признал, что писательство – новая область для него. Издал два сборника новелл. Главные цели для автора и читателя – задуматься, улыбнуться, мечтать. Размышления о жизни, юмор, романтика, отношения, любовь…

Детективный жанр – новый для него и тоже возник благодаря курсам Антона Чижа.

В жанре детектива интересно сочетание художественной и рациональной части. «Двухголовый» жанр. Элемент логики, анализ очень важны.

В его рассказе фигурирует тема истории, защиты памятников архитектуры, которая ему близка.

Тиана Каракада́, рассказ «Кривые зеркала». Автор родом из Приднестровья, много лет живёт в Ямало-Ненецком автономном округе. Ей всегда были интересны люди. Интересны истории, слушать людей.

Начала писать – начали издавать. В Приднестровье издавалась в сборниках.

В Ридеро́ издала несколько своих книг. Обложки для книг делала дочь, когда училась в 9 классе.

Первый детектив написала для конкурса «Детектив Достоевский», вошла в десятку финалистов.

Позже появилась Вера, героиня рассказа из сборника «Зеркальный детектив». Начало рассказа прочла дочь писательницы.

Алексей Небыков, рассказ «Воден дявол». События рассказа происходят на Сахалине. Автор родился на Сахалине, это его малая родина. Но совершенно его не помнит – в полгода его оттуда увезли. Все рассказы родителей о деликатесах, о море, о людях стали словно и его воспоминаниями. Мечта побывать на Сахалине потихоньку втягивает и в творчество.

С этим героем уже написано два произведения. Назар Калина – следователь московской прокуратуры. Затем он уезжает на Сахалин. Работает там.

Второй рассказ о Калине сейчас выходит в самой крупной газете Петербурга – «Петербургский дневник». Тираж 150 000 экз., она бесплатно распространяется в метро и на наземном транспорте. Рассказ выйдет в серии «Детектив по пятницам». Попасть с такой проект большая удача.

Сейчас пишет роман об этом герое. События разворачиваются в Японии. Мистическая история, связанная с японскими ныряльщицами за морскими ракушками, лисы-оборотни, – будет полноценное крупное произведение.

«Воден дявол» по-болгарски «морской чёрт».

Также Л. Звонарёва дала слово постоянным участникам Гостиной. Прозаик Нина Орлова-Макграф поделилась впечатлениями о сегодняшнем вечере и рассказала о творчестве.

Тележурналист, редактор, сейчас сотрудник библиотеки им. С.В. Михалкова Елена Киселёва пригласила авторов сборника участвовать в мероприятиях обновлённой библиотеки. Здесь откроется литературный салон, кафе «Стойло Пегаса», будет своя телестудия. Планируют снимать и выкладывать материалы в интернете и на сайтах библиотеки. Е. Киселёва считает, что сборник «Зеркальный детектив» замечательный. Хороший литературный продукт. Хочется, чтобы он был в библиотеках. Его будут читать.

Елена Гладкова, автор пяти книг сказок, друг Гостиной, подхватила тему библиотек. Уверена, что у авторов есть единственный путь, чтобы довести свою мысль до читателя, – раздавать свои книги в разные библиотеки. По-другому ничего не получается.

Поэт и переводчик с польского Алла Чучина сказала, что ей понравилось выступление молодых авторов. И тематика сборника для Булгаковского дома очень актуальна. В зале висят большие зеркала. Если нажать на определённую кнопочку, шкаф отодвинется, и там откроется зазеркалье, тайная комната…

Прочла близкое по тематике стихотворение Евы Липской, подруги Виславы Шимборской «Оконные стеклышки».