Доцент Г.И. Седых на конференции «Большой стиль»

Седых Галина Ивановна
Сен 16 2024
Скриншот

6 сентября 2024 в рамках Всероссийской конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» состоялся круглый стол «Современная поэзия: теория и практика». Доцент кафедры литературного мастерства Галина Ивановна Седых выступила с докладом о поэтическои потенциале искусственного интеллекта.

Вот что сообщает о прошедшей дискуссии пресс-служба Национальная литературная премия «Слово»:

Свободный стих, неомифологизм, голоса непризнанной республики: участники «Большого стиля» о состоянии современной поэзии.

Круглый стол «Современная поэзия: теория и практика» прошёл 6 сентября в рамках Всероссийской конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль». В беседе приняли участие поэты, критики, литературоведы. Модераторами выступили Алексей Зименков и Григорий Шувалов

Говоря о сегодняшней русской поэзии трудно обойти тему верлибра; в устах многих непреклонных апологетов силлаботоники слово «верлибрист» звучит едва ли не как синоним слову «графоман». Справедливо ли это?
Ответили основательно Вячеслав Куприянов – поэт и переводчик, пионер русского свободного стиха – и поэт и критик Савина Ксения.

Вячеслав Глебович высказал мысль, что верлибр – третий вид литературной организации, как поэзия и проза, поэтому не стоит судить о нём как о некоем поэтическом суррогате. Эксперт считает, что создатель свободного стиха должен обладать большим багажом языковой культуры: верлибр требует знания и понимания уникальных поэтических инструментов, какие присутствуют, например, в ветхозаветной Псалтыри.

Отчасти продолжая, отчасти парируя мысль Вячеслава Куприянова, Ксения Савина предложила терминологическое разделение между верлибром и свободным стихом. Тогда, по мнению Ксении Игоревны, к верлибру можно будет отнести весь нескончаемый поток прозаических текстов «в столбик, без знаков препинания», лишь претендующих на принадлежность к искусству, а к свободному стиху – тексты с особыми ритмическими инструментами, ведь примеров таких текстов в русской поэзии немало.

Доктор филологических наук, сотрудник ИМЛИ РАН Ольга Шалыгина выступила с докладом «Большой стиль и проблема Русского Возрождения», в котором рассказала об уникальной русской средневековой строфе - шестнадцатистрочнике, пеане Ефросинии Полоцкой.

Галина Седых – кандидат филологических наук, более 50 лет ведущая семинар поэзии в Литинституте – затронула тему поэтического потенциала искусственного интеллекта и, наверное, обнадёжила многих, заключив, что до настоящего высокого творчества ИИ ещё далеко.

Екатерина Стрельникова – литературовед, поэт и критик, преподаватель филологического факультета Воронежского государственного университета – рассказала о тенденциях развития современной русской поэзии. Екатерина Сергеевна наблюдает в ней возврат от малопродуктивного в поэтическом смысле постмодернизма к модернизму с его осознанным и прочувствованным неомифологизмом.

Нина Ищенко – кандидат философских наук, культуролог, преподаватель Луганского государственного педагогического университета – рассказала о трёх поэтических сборниках-альманахах Союза писателей ЛНР, выходивших в период с 2015 по 2022 год. Давая литературоведческую и критическую оценку каждому из них, Нина Сергеевна пришла к заключению: в «голосах непризнанной республики» от сборника к сборнику крепла подлинная поэтическая сила.

Напомним, 5–8 сентября 2024 года на базе Института мировой литературы РАН им. А.М. Горького, Московского государственного института культуры, Литературного института им. А.М. Горького и Московской международной книжной ярмарки состоялась Всероссийская научно-практическая конференция литературных критиков и литературоведов «Большой стиль». Цель конференции – исследование современного литературного процесса и тех его тенденций, которые связаны с ценностной ориентацией творчества, а также определение роли критики в сегодняшней литературе.

Конференция является частью Национальной литературной премии «Слово», которая проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив Учредители премии – Российский книжный союз и Союз писателей России.