Доколе коршуну кружить?.. Геннадий Красников о поэзии фронтовиков
Во время Крымской войны Николай Некрасов написал одно из лучших своих стихотворений – «Внимая ужасам войны» (1855), в котором, кажется, впервые в русской поэзии (если не брать песенный фольклор) раскрывает, быть может, самую трагическую сторону безумия человеческой бойни: «Одни я в мире подсмотрел / Святые, искренние слёзы – / То слёзы бедных матерей! / Им не забыть своих детей, / Погибших на кровавой ниве…»
Александр Блок в начале следующего века, когда грянет Первая мировая, продолжит вечную литературную тему. Но у Блока образ матери уже олицетворяется с самой Россией: «Идут века, шумит война… / А ты всё та ж, моя страна, / В красе заплаканной и древней. / – Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?» («Коршун»).
Участник Великой Отечественной войны поэт Сергей Орлов писал о своём поколении: «Война встаёт в стихах поэтов в женских образах, самых близких на свете людей – матерей, отдавших свою молодость полям и детям в дни великой страды».
В стихотворении Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» через образы матерей, простых крестьянок, с исповедальной пронзительностью открывается и трагедия войны, и русская история, и вера в непобедимость народа, ибо и в самую трудную минуту, как пишет поэт: «Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые, / Покуда идите, мы вас подождём». И, может быть, самая главная, метафизическая тайна открывается в час испытания: «Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина – / Не дом городской, где я празднично жил, / А эти просёлки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил…»
Бесценным документом являются стихи и письма грузинского поэта Мирзы Геловани (1917–1944), погибшего при форсировании Западной Двины. Невозможно без волнения читать его строки: «Мама, как я благодарен вам за то, что вы привили мне любовь к оружию с детства. Любовь к оружию, правде и мужеству. Грузинские матери всегда без слёз провожали сыновей на верную смерть, потому что смерть за Родину не нуждается в слезах». И как поразительно перекликаются его слова со стихотворением К. Симонова: «Я уже познакомился с Россией и рад, что она так хороша. В маленьких прифронтовых деревушках у меня уже есть хорошие знакомые. Встречая и провожая меня, они говорят: «Да хранит тебя Бог, сынок!» Осенив меня крестом, просят не забывать их».
Пожалуй, за всех идущих в бой беззащитно-детское сокровенное сыновнее чувство выразил прекрасный поэт-фронтовик Николай Петропавловский, написавший в первый год войны:
Сначала шепчут слово «мама».
Потом уже кричат:
«Ура!»
И ни одной эмоции, ни одной, казалось бы, негероической бытовой детали на фоне батальных сцен нельзя пропустить. В поэтической канве антологии «Когда играют марш «Прощание славянки» в сжатом виде представлена, можно сказать, ВСЯ эпопея о Великой Отечественной войне, своего рода коллективная «Илиада», коллективный эпос, где каждая строка, каждый сюжет по силе личного человеческого потрясения и художественной правды равновелики страницам гомеровского эпоса.