Киноклуб «Вслед за словом»: «Гамлет» (1964)
6 мая 2024 состоялось очередное заседание киноклуба «Вслед за словом», посвященное экранизации «Гамлета» У. Шекспира, снятой на киностудии Ленфильм в 1964 году советским режиссером Григорием Козинцевым. Фильм вошел в знаменитую шекспировскую дилогию советского кинорежиссера, наряду с «Королем Лиром» 1970 года. Блестящий актерский состав, тонкая и проникновенная игра Иннокентия Смоктуновского, показавшего нам трагедию Гамлета-гуманиста, музыка Д. Шостаковича, костюмы художника-постановщика С. Вирсаладзе – все создает неповторимую атмосферу фильма-эпопеи Г. Козинцева, сделавшего основной доминантой фильма тему личности и власти.
Своими впечатлениями делится студент 2 курса Андрей Зотов:
«Фильм вызвал целую бурю эмоций, в первую очередь за счёт тонкостей исполнения. Всё внимание на себя перетягивают Смоктуновский и Вертинская в совместных сценах, главная роль исполнена на грани театральности, иронии и меланхолии, чередующейся с безумием, что выделяется на фоне прочих экранизаций, и показывает персонажа Гамлета со всем возможным многообразием, что интересно в контексте архетипа героев из произведений кино и литературы, где используются схожие архетипы.
Моё внимание привлекла сцена диалога Гамлета с матерью, где принц видит призрак отца, но мать остаётся в недоумении, считая, что её сын – безумец. Сцена как бы показывается с перспективы матери, призрака во второй раз нам не показывают, а безумный взгляд Гамлета сопровождается лишь звуковым намёком, создающим впечатление присутствия сверхъестественного в сцене. Эта сцена исполнена блестяще в смысле открытости своей интерпретации – зритель может получить схожее с Гертрудой впечатление о том, что Гамлет просто сошёл с ума… Или пытается таковым показаться, на что он вполне способен, исходя из предшествующих его интриг.
В этом контексте интересно вспомнить перевод «Гамлета» Иваном Диденко, где ставится под сомнение не только реальность, но и сверхъестественность призрака, что открывает целый пласт в понимании шекспировской трагедии, которая, как известно, неисчерпаема. Нельзя сказать, что фильм Григория Козинцева так же неисчерпаем, но, благодаря некоторым режиссёрским решениям, он довольно близок тексту трагедии, более того, лично у меня фильм возбудил интерес и желание зарыться глубже в Гамлета и в интерпретацию этого образа Смоктуновским. Считаю это главным достоинством фильма».