Киноклуб «Вслед за словом» открывает сезон

Сен 21 2022
Кадр из фильма Restless Heart: The Confessions of Saint Augustine, 2010

Во второй вторник осени 2022, 13 сентября, состоялась первая в новом учебном году встреча участников и гостей киноклуба «Вслед за словом».

Преподаватели Литературного института имени А. М. Горького ꟷ профессор Борис Николаевич Тарасов, доцент Елена Алимовна Кешокова и доцент Михаил Николаевич Попов предложили студентам обсудить историко-биографическую драму «Святой Августин» кинорежиссёра Кристиана Дюге. Участниками рассматривались такие аспекты как связь кинофильма с эпохой, соответствие образов историческим фигурам, а также их воплощение в литературе и кинематографе. Для более глубокого погружения студентами были подготовлены доклады, вызвавшие желание дискуссировать – например, о синкретизме манихейства, отражении его ритуалов в фильме и недостаточной образованности манихеев в «Исповеди» Аврелия Августина: «После того, как сей знаменитый манихей явил мне в полной мере невежество своё в тех науках, в которых все считали его сведущим, я стал уже было отчаиваться в том, что он сможет разъяснить волновавшие меня вопросы. А ведь не будь он манихеем, он вполне мог бы обладать истиною веры, даже ничего не понимая в науках».

Большое внимание было уделено епископу Амвросию Медиоланскому как исторической фигуре и олицетворению духовного отца и наставника для Блаженного Августина, который вследствие влияния епископа переосмыслил свою жизнь и принял крещение. Студенты проследили долгий и многотрудный путь Аврелия Августина к вере, обсудили его стремление к знаниям и постижению человеческой души, обратили внимание на лейтмотив Истины, проходящий через повествование красной нитью. Участники обсудили также и средства метафорического изображения – например, символ груши, отражающий одновременно истину и греховность, образ разделенных подпаленным горизонтом миров ꟷ неба и земли, подчёркнутую неприкасаемость рукописей Блаженного Августина – кладезь знания и духовного опыта.

Кроме того, один из докладов был посвящён древнегерманским племенам вандалов, сыгравших немалую роль в судьбе африканских городов Римской Империи и, конечно, в судьбе самого Августина.

 Взаимосвязь кинофильма Дюге и «Исповеди» Аврелия Августина в музыкальном сопровождении Андреа Гуэрры вызвали живую реакцию гостей Киноклуба:

 

Софья Некрасова:

«Звуковое сопровождение фильма завораживало, очень атмосферно».

Ростислав Поляков:

«Я редко смотрю фильмы на такую тематику, но "Св. Августин" меня впечатлил. Он великолепно передает движение мысли, ведь очень трудно передать, как человек приходит к какому-либо убеждению. Более того, еще труднее зафиксировать каждый шаг в сторону новых убеждений. Фильм с этим прекрасно справился!
Духовный поиск ꟷ главный конфликт, который крутится вокруг Аврелия. Сначала ꟷ  "Зачем бог? Мне хватит самого себя!", а затем постепенный переход».

Юлия Мельникова:

«Один из лучших фильмов из тех, что я видела. Почему телу повелеваешь ꟷ оно слушается, а душе повелеваешь ꟷ и не можешь превозмочь внутренних оков и ложного стыда? Августин задаёт множество вопросов и, что самое интересное, на большинство из них он так и не находит ответа».

Полина Калимбет:

«Мне понравился момент осознания, когда Августин вспоминает эпизоды своей жизни, в том числе слова Амвросия. Эти события по крупице вели его к Богу. Они кружатся, перемешиваются и, деталь за деталью, образуют общую картину одновременно с мозаикой в храме. Очень сильно!»

Надежда Чапкова:

 «Хочется упомянуть о грушах в эпизоде, произошедшем дома у Валерия, когда герои беседуют о Калиде. Августин откусывает кусок и бросает плод: думаю, в этом есть некий символизм того, что герой еще не пришел к истине, он в пути и пока ещё не понимает сути».

Анастасия Новикова:

«А. Ф. Лосев на смертном одре говорил: "Всю жизнь мне твердили, что в мире нет ничего неумолимее фактов. Но я понял, что нет никаких фактов. Есть общности. И главная общность ꟷ любовь"».

 

Благодарим преподавателей Литературного института имени А.М. Горького за возможность провести эмоционально яркий вечер с погружением в эпоху и расширением не только литературного, но и общекультурного кругозора.

 

Статья подготовлена студентками 2 курса Мамич Маргаритой и Юлией Мельниковой