Киноклуб «Вслед за словом»: «Зигфрид» (1924)

Попов Михаил Николаевич
Кешокова Елена Алимовна
Ноя 16 2022
Die Nibelungen - Siegfried, 1924

7 ноября 2022 состоялось очередное заседание киноклуба «Вслед за словом», посвящённое уникальному художественному фильму Фрица Ланга «Зигфрид» 1924 года по мотивам «Песни о Нибелунгах».

Первые тридцать лет своей истории кинематограф был чёрно-белым и немым. Реальные люди на экране частично лишались своей бытовой материальности: всё это казалось одновременно и живым, и неживым. Плоть становилась светом, пространство строилось с помощью только тональных отношений. Мир немого кино существовал в рамках дихотомии свет-тьма, где свет являлся добром, а тьма – злом. Речь в немых фильмах заменяли жесты, мимика и, конечно, музыка. Внутренний мир героев, о котором невозможно было «рассказывать голосом», нужно было научиться выражать через внешние события. Для этого потребовалось исследовать первостепенные законы-связи между изображением и психикой человека. Великие пионеры немного кино сформировали те устоявшиеся, фундаментальные правила построения кадра (такие как ракурс, глубина или внутрикадровое движение), которые до сих пор обеспечивают зрителю возможность, пользуясь только визуальным каналом восприятия, считывать смысл происходящего на экране и входить в эмоциональный резонанс с нарративом. Эстетика черно-белого немого кино подарила нам возможность сочетать эпическое и реалистическое, сон и явь, документальность и мифологию. Немое кино –  это уникальный феномен, в котором наиболее естественно и реалистично оживают средневековые эпические поэмы, саги и легенды, а черты героев воссоздаются через призму эпохи и вызывают отклик в душах современников.

Фильм Фрица Ланга – прекрасный пример того, как кинематограф перезапускает наши зрительские отношения с эпическим, «архаическим» материалом. Эстетика немого кино работает для нас как надёжный проводник в трансцендентное. Она помогает посмотреть на жизнь отстранённо, с высоты птичьего полёта, и одновременно не потерять её мельчайших бытовых подробностей и говорящих деталей.

Участники киноклуба под руководством Елены Алимовны Кешоковой и Михаила Николаевича Попова смогли провести параллель между авторской трактовкой Фрица Ланга и первоисточником, сравнив внутренний мир Зигфрида и разносторонние грани его личности.

О художественной стилистике немого кино с увлечением рассказал Андрей Мусин, подготовив красочную презентацию и найдя смысловые переплетения в анализируемом фильме с творчеством А. Тарковского.

Интересный доклад подготовили Анастасия Янцевич и Катерина Семушкина, детально сравнив «Песнь о Нибелунгах» и её экранизацию, непосредственно затронув образ самого Зигфрида.

Не осталось в стороне и музыкальное сопровождение, которое в немом кино становится единственным рассказчиком, создающим звуковой фон и особенную атмосферу. Зоя Баданина и Татьяна Неизвестная глубоко проанализировали музыку к кинофильму и сравнили её с лейтмотивами, гармониями и тональным планом бессмертной оперы Р. Вагнера «Зигфрид».

О концепции Р. Вагнера и философской трактовке образа главного героя рассказала Маргарита Мамич, затронув содержание и подтекст не только оперы «Зигфрид», но и другие части тетралогии «Кольцо Нибелунга»: «Золото Рейна», «Валькирия» и «Гибель богов».

Благодарим Елену Алимовну Кешокову и Михаила Николаевича Попова за ещё один уютный вечер в кругу друзей, увлечённых высоким искусством и синкретизмом его перевоплощений, отражённых в средневековой литературе, кинематографе, музыке и оперном искусстве.

Текст подготовили студенты II курса
Маргарита Мамич и Андрей Мусин