«Ожившая вазопись»: «Эти глаза напротив»

Гвоздева Татьяна Борисовна
Дек 18 2024
Кружок «Проскенион: весь мир – театр!» представляет просветительский проект «Ожившая вазопись». Часть восьмая: «Эти глаза напротив».
Заставка

Горгоны, дочери морских чудовищ – Кето и Форкия, обитали на крайнем западе у реки Океан. Старшие сестры, Сфено и Эвриала, были бессметными, тогда как младшая, Медуза, смертная.

Форкий и Кето. Мозаика

Форкий и Кето. Мозаика

Гесиод. Теогония. 270-279.

«Граий прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое: одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая, — в шафранный.
Также Горгон родила, что за славным живут Океаном
Рядом с жилищем певиц Гесперид, близ конечных пределов
Ночи: Сфенно, Евриалу, знакомую с горем Медузу.
Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных».

Перевод В. В. Вересаева

Бегущая Горгона ок. 490 г. до н.э.

Бегущая Горгона ок. 490 г. до н.э.

Горгоны были покрыты чешуей, с огромными крыльями за спиной, со змеями вместо волос на голове, клыками; их взгляд превращал всё живое в камень.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 2.4. 2.

«Взяв от Гермеса кривой стальной меч, он полетел над океаном и застал сестер Горгон спящими. Их звали Стено, Эвриала и Медуса. Единственной смертной среди них была Медуса: по этой причине и был Персей послан, чтобы принести ее голову. Головы Горгон были покрыты чешуей драконов, у них были клыки такой же величины, как у кабанов, медные руки и золотые крылья, на которых они летали. Каждый, взглянувший на них, превращался в камень».

Перевод В. Г. Боруховича

Краснофигурный аттический пелик 450- 440 гг. до н. э. Метрополитен Музей, Нью-Йорк

Краснофигурный аттический пелик 450- 440 гг. до н. э. Метрополитен Музей, Нью-Йорк

Персей, сын Данаи и Зевса, обезглавил Медузу Горгону, используя медный щит как зеркало, чтобы смотреть на отражение Медузы во время поединка.

Пиндар. Пифийские песни. XII. «Горгона». 8–21.

«В том умении,
Которое выплела некогда Паллада
Из смертного стона дерзостных Горгон,
Слыша, как изливался он
В страдной муке
От девичьих уст и змеиных неподступных уст
В час, когда Персей
Повершил третью из сестер,
Чтобы роком настичь приморский Сериф и народ Серифа.
Да: ослепил он
Божественную породу Форка,
На погибель обернул он Полидекту пир его,
И тесное рабство, и насильное ложе матери,
Ибо взял он голову Медузы с прекрасными щеками,
Сын Данаи,
Рожденный от льющегося золота.
И тогда-то, отведя от трудов
Дорогого ей витязя,
Девственница выстроила флейту, разноголосую снасть,
Выведя орудием стон
Скрежещущий, вырванный из быстрых челюстей Евриалы.
Что далось богине, то дала она людям,
Запечатлевши именем: многоглавая песнь».

Перевод М. Л. Гаспарова

Медуза. Персей, Афина. ок. 460 г. до н.э.

Медуза. Персей, Афина. ок. 460 г. до н.э.

Гесиод. «Щит Геракла». 220-237.

«Вкруг ног сандалии были крылаты,
Меч повисал вкруг плечей, облеченный в черные ножны,
В медную перевязь вдетый, — летел он, мысли подобный.
Всю же спину его исполинши глава занимала
Грозной Горгоны. Серебряна сумка округло свисала —
Диво для взора! — и яркие вниз от нее ниспадали
Кисти златые, вокруг же чела возвышался ужасный
Шлем Аида-владыки, сумрак ночной сохранявший.
Так, подобный тому, кто застыл во беге поспешном,
Сын Данаи Персей проносился. За ним порывались
Следом Горгоны — суровы они, несказанно ужасны, —
Силясь настигнуть его и ходьбою своей попирая
Бледную сталь, а щит оглашался великим гуденьем
Звонко и резко. Долу же с их поясов нависали
Змеи, округло вздымавшие главы, по двое у каждой.
Жалом они поводили и лязгали гневно зубами,
Дико взирая, а сверху на грозных Горгоновых главах
Страх великий витал».

Перевод О. Цыбенко

Горгоны, преследуют Персея, уносящего голову их сестры Медузы, тело Горгоны Медузы, Афина, Персей с сумкой Гермеса, Гермес. Чернофигурная керамика

Горгоны преследуют Персея, уносящего голову их сестры Медузы,
тело Горгоны Медузы,
Афина, Персей с сумкой Гермеса, Гермес
Чернофигурная керамика

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 2. 4. 2.

«Подойдя близко к спящим сестрам, Персей, руку которого направляла богиня Афина, отвернулся и, глядя в медный щит, где видел отражение Горгоны, обезглавил Медусу. Как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуса родила их от бога Посейдона».

Перевод В. Г. Боруховича

Аттический динос. Мастер Горгоны. Ок. 600-580 гг. до н.э.

Аттический динос. Мастер Горгоны. Ок. 600-580 гг. до н.э.

Гесиод. Теогония. 280-283.

«После того как Медузу могучий Персей обезглавил,
Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.
Имя Пегас — оттого, что рожден у ключей океанских,
Имя Хрисаор — затем, что с мечом золотым, он родился».

Перевод В. В. Вересаева

Голову Медузы Горгоны Персей посвятил в храм Афины. Богиня прикрепила голову Горгоны на свою эгиду.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 2. 4. 3.

«Персей сделал Диктиса царем острова Серифа, а сандалии, сумку и шапку отдал Гермесу, голову же Горгоны — Афине. Гермес вернул полученные от Персея предметы нимфам, Афина же поместила голову Горгоны посредине своего щита. Другие сообщают, что Горгона была обезглавлена ради Афины: она, говорят, хотела состязаться с Афиной в красоте.

Перевод В. Г. Боруховича

Персей и Афина. ок. 400 — 385 гг. до н.э.

Персей и Афина. ок. 400 — 385 гг. до н.э.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 7.

«Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди — голова Медузы из слоновой кости».

Пер. С. П. Кондратьева

Роспись амфоры мастера Андокида. Фрагмент с изображением Афины Паллады в эгиде, украшенной головой горгоны Медузы

Роспись амфоры мастера Андокида. Фрагмент с изображением Афины Паллады в эгиде, украшенной головой горгоны Медузы


Идея и организация проекта: Татьяна Борисовна Гвоздева