Примерить чепец или шемизетку. Марианна Власова о фестивале «Антоновские яблоки»
В исторической части Коломны прошел книжный фестиваль «Антоновские яблоки», где было представлено более 80 событий на 15 площадках. Объединяющей темой в этом году стала фраза – «Дом, который…», разговор о доме, его утрате и обретении вновь, о семейных ценностях и судьбе исторического наследия, о полузабытых традициях и вкусах.
Собственно, тема возникла из важного для города события – открытия отреставрированного Дома Сурановых, построенного в 1799 году. <...>
В литературной программе фестиваля состоялись большой книжный базар, открытые дискуссии и встречи с писателями. На главной сцене в сквере им. Зайцева выступали прозаик Булат Ханов, поэт и драматург Егор Зайцев и др. Например, Майя Кучерская раскрыла тайны «самого недооцененного русского классика» – Николая Лескова. Алексей Варламов поделился интересными фактами из жизни Михаила Пришвина, а литературовед и критик Павел Басинский рассказал о работе над бестселлером «Подлинная история Анны Карениной».
Одним из ярких событий стала встреча издателя Елены Шубиной и участников сборника «Без очереди» – профессора Рязанского университета Александра Соловьева, ректора Литературного института им. А.М. Горького Алексея Варламова, председателя Совета партнерства Ассоциация менеджеров культуры, руководителя направления «Менеджмент в сфере культуры» Московской высшей школы социальных и экономических наук Николая Прянишникова. Модератором выступила поэт и куратор литературных проектов Татьяна Стоянова. Темой встречи стал «Советский дом: память и постпамять» – в центре внимания оказались воспоминания очевидцев, свидетелей, жильцов советского дома и то, как он «конструируется» в памяти современного поколения, в том числе в художественных книгах современных авторов.
«Дом – сюжетообразующий момент в любом жанре литературы, – отметила Елена Шубина. – По книгам Алексея Варламова, насколько понятие дома строит биографию. Алексей Толстой был очень домовитый писатель. Он, как улитка, носил дом на себе, и где бы он ни оказался, он – строитель дома. И Марина Цветаева с ее «всяк дом мне чужд», и ее бездомье решило ее судьбу». Варламов, в свою очередь, поделился мыслями: «Эта книга – альтернатива безумным спорам, которые мы ведем о советском прошлом. Художественная литература, художественный взгляд на прошлое более адекватно, нежели учебники истории, передает образ прошлого. Это действительно наш дом, из которого мы вышли, каждый из участников сборника брал свою грань. Я вспоминал военные лагеря». К беседе присоединилась и писательница Евгения Некрасова, которая жила в «Арткоммуналке» в Коломне. Она прокомментировала свой рассказ из сборника: «Иваново полностью состоит из зданий конструктивизма, начиная от трансформаторной будки и заканчивая банками. В частности, есть так называемые дома-метафоры – дом-птица, дом-подкова, дом-поле, дом-коллектив, последний из которых представляет нечто среднее между замком и трактором. Советское время интересно тем, что тогда поэты впервые получили власть и административный ресурс и придумали эти дома».