Самый веселый анархист. Интервью с Евгением Поповым

Евгений Анатольевич Попов родился 5 января 1946 года в Красноярске. Прозаик, эссеист, драматург. В 1962 году за участие в самиздатовском журнале в Красноярске был исключен из комсомола. Окончил Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе. Первая серьезная публикация в журнале «Новый мир» с предисловием Василия Шукшина принесла всесоюзную славу. В 1978 году принят в Союз писателей СССР, через семь месяцев исключен за создание (вместе с Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым и Фазилем Искандером) альманаха «Метрополь». Преследовался КГБ как один из авторов и редакторов альманаха «Каталог», опубликованного в США. Секретарь Союза писателей Москвы, вице-президент Русского ПЕН-центра. Лауреат премий – Союза писателей Москвы «Венец» (2003), «Триумф» (2009), «Большая книга» (2012) и др. Заслуженный работник культуры РФ. Председатель жюри международной премии имени Фазиля Искандера. Автор более 20 книг.
– Когда-то вы причисляли читающих россиян к своего рода секте. Сейчас изменили свое мнение?
– Конечно. Я много езжу по стране. Где-то по-прежнему бардак, но в общем налицо перемены к лучшему. Проводятся литературные форумы, библиотеки постепенно превращаются в культурные центры, где широко используется Интернет и другие современные технологии. Как-то я выступал в Москве, и онлайн-трансляция шла в шестьдесят восемь библиотек по всей России.
После лихих 90-х интерес к чтению, к литературе сейчас вновь повсеместен – какая же это секта? В небольшом Липецке на творческих встречах с прозаиками и поэтами были полные залы. Люди говорят: «Вся надежда – на писателей». Но ведь, действительно, журналисты и чиновники несут с экрана черт знает что, русским языком они совершенно не владеют!
– Что скажете о литературном процессе?
– Знаете, я не люблю слова процесс. Сразу всплывают в голове такие фамилии, как Пастернак, Бродский, Даниэль и Синявский… К сожалению, нынешняя молодежь не знает нашего не столь далекого прошлого. Один молодой прозаик как-то заявил мне, что мы-де живем в эпоху тоталитаризма. Я ему отвечаю: «Милый мой, да при тоталитаризме тебя на этих словах уже вели бы под белы рученьки двое в штатском!»
Раньше писатели плевали на власть, теперь наоборот. Профессии писателя официально не существует. Тем не менее литература жива. Форумы в Липках ежегодно открывают новые имена: москвич Александр Снегирев, Александр Киров из Каргополя…
На премию «Дебют» как-то прислали пятьдесят тысяч рукописей. И это хорошо: ребята пишут, а не курят анашу, не машут финкой в подъездах. Да, на 99 % дебютные тексты – графомания. Несколько соискателей премии и вовсе сопроводили свои рукописи бесхитростными записками: наша семья живет бедно, пришлите денег.
С другой стороны, уверяю вас: ни один талантливый текст не может пропасть бесследно. Дерзайте, адреса редакций «толстых» журналов известны. Публикация в «Новом мире» или «Знамени» – это знак качества.
Отечественному литературному процессу мешают постоянные свары. Причем их организуют люди, скажем так, малоталантливые. Хотя каждый писатель думает, что он лучше всех. Мне все равно, в каком СП автор: он либо является писателем, либо нет. Единение писателей – миф. Такого не было никогда. Аксенов и Шукшин, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Да, каждый имеет право на собственное мнение.