Сергей Арутюнов. Слово о рубрике «Поэт о поэтах» в «Новых Известиях»

Арутюнов Сергей Сергеевич
Янв 8 2022
Скриншот

С 2017 года — еженедельно по субботам — «Новые Известия» публиковали стихи лучших русскоязычных поэтов. Благодаря подвижничеству автора рубрики Сергея Алиханова за пять лет была создана живая антология современной русской поэзии.

Сергей Львов

За 5 лет Сергей Алиханов и «Новые Известия» создали антологию русской поэзии 21 века

Мы понимаем, что любой медийный или литературный проект рано или поздно заканчивается. Хотя открою секрет: когда мы с Сергеем Алихановым начинали новую рубрику, то рассчитывали на год-два. Хотелось же представить действительно лучших на сегодняшний день авторов, а их - по определению - не может быть бесконечное множество. Однако спустя и два года выяснилось, что Россия - и в самом деле страна поэзии и поэтов!

Посмотреть на ВСЕ публикации в одном месте можно по этой ссылке на рубрику «ПОЭТ О ПОЭТАХ».

Авторами нашей рубрики ежегодно проводились Вечера поэзии и Творческие встречи в рамках Пушкинских фестивалей в Пушкинском музее на Пречистенке. Материалы антологии, включая видеоинтервью, отражены на многих ресурсах интернета, в частности на сайте «Литературного института» отмечено творчество и выпускников, и преподавателей института, материалы о которых мы опубликовали.

В итоге мы познакомили своих читателей с творчеством 250 стихотворцев из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Пензы, Челябинска, Екатеринбурга, из республики Коми, Краснодарского края и других регионов России, а также поэты русского зарубежья — из Бельгии, Великобритании, Израиля, Италии, США, Турции...

Это люди разного возраста, пола, образования, профессий, жизненного опыта и творческих концепций. Объединило их только одно качество - способность писать настоящие стихи. При этом мы специально не занимались литературоведческим анализом, не пытаясь ни быть, ни казаться литературными критиками. Ведь автор рубрики - сам поэт с полувековым стажем. И кому, как не Сергею Ивановичу Алиханову, автору десятков книг, сотен песен и нескольких романов, знать цену несправедливых, субъективных, случайных оценок. Вот почему право судить мы оставили самим читателям рубрики.

Редакция «Новых Известий» считает необходимым сделать паузу — с тем, чтобы окрепли новые поэтические голоса.

Ну а оценить созданную антологию современной русской поэзии мы попросили преподавателя Литературного Института имени Горького, поэта Сергея Арутюнова.


Слово о рубрике «Поэт о поэтах»

Дорогой читатель, ты и сам в курсе, что современной русской поэзии не позавидуешь.

Некогда не столько богатая, сколько влиятельная отрасль отечественной словесности вылетела из фокуса общественного внимания «со свистом», стоило стране избрать капиталистический путь развития. Тридцать лет она воспринимается бездумной забавой социальных аутсайдеров, либо богатых бездельников, либо совсем уж нищих и духом, и телом. Скажите, пожалуйста, какие метаморфозы! Из дворянского подражания «просвещённой Европы» — на самое дно «андеграунда», из принцесс в золушки…

Меж тем, самый открытый, честный, горячий стиль и слог родного нам всем языка — есть. Он вершится здесь и сейчас, в эти ночи и дни, когда тысячи людей с профильным образованием и без оного, улучая считанные минуты для поиска рифмы, вбрасывают в мир не виданные прежде созвучия и смыслы, а порой и чеканные формулы общего бытия, достойные восхищённого повторения миллионами уст. Но тщетно: никто не слышит.

Поэзия изгнана практически отовсюду, с телевидения и радио, и, за редчайшими исключениями, из центральной и региональной прессы. Бывало, помянут в связи с чьим-нибудь славным юбилеем, и замолчат ещё на полгода. Так обедняется и искажается, отплывает в сторону неосмысленной «каши во рту» национальный язык. Приютом его концентрированного смысла в постсоветские годы сделались неведомо как уцелевшие, а часто уже сами себе не нужные, инерционно продолжающие существовать толстые литературные журналы и сетевые порталы…

Но чудеса ещё случаются. В поэтической сфере действуют люди, для которых поэзия по-прежнему не только феномен духа, но живой и обжигающий пламень, который нужно постоянно укрывать от равнодушных и резких, как в оттепель, ветров нового времени. С подобным неопровержимым ощущением в ряды избранного отряда собирателей русской поэзии пять лет назад встал поэт Сергей Иванович Алиханов, открыв и продержав на своих плечах уникальную рубрику газеты «Новые Известия» «Поэт о поэтах».

В чём её драгоценность? В том, что главное её смысловое зерно состоит не в урочном поминании классиков, а в подробном картографировании насильственно удалённого от читателей архипелага современной русской поэзии. Эти острова скрыты в семантическом тумане за издательскими фьордами, магазинными проливами и финансовыми штормами, но о каждом из них Сергей Иванович, громогласный, праздничный, неутолённый, кричит из ласточкиного гнезда на грот-мачте своей шхуны: «Земля-а-а!»

Тайна его проста: он торжествует при каждой новой прочитанной строке точно так же, как торжествовал бы, открыв её сам, словно вытянув из морской пучины сознания. Он буйно и голодно рад поэзии, потому что не делает ревнивых различий между поэзией своей и написанной кем-то другим. Вы спросите, как такое возможно? Он стёр границы между собой и миром, и так вошёл в мир с новой, ещё невиданной поэтической антологией, соперников у которой на сегодняшний день не обнаруживается.

Подвижническое смирение Алиханова ещё не получило должной оценки в надменной поэтической среде, и лишь потому, что эта среда разделена в себе самой на маленькие и довольно жалкие лагеря. Многие отнеслись к работе поэта, как к должному. Обозначились, конечно, и капризничающие фрондёры: почему, мол, ко мне обратились во вторую или третью очередь?! А если вообще не обратились, то, следовательно, и вся антология никуда не годится, и дурен составительский вкус? Ну, конечно же! Эту логику я проверил и на себе… О, все мы, смешные путаники, так и подскакивающие на цыпочках вечно неудовлетворённого самодовольства! Для стёршего границы между собой и миром вы — ветви сада. Какими были б вы, лозы, если б не виноградарь?

Велик русский поэтический мир: он раскинулся от Москвы и Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Пензы до Челябинска, Екатеринбурга и Краснодарского края. Но дальше и дальше видели мы в антологии Алиханова и русских поэтов Бельгии, Великобритании, Израиля, Италии, США и Турции.

Годы исступлённого труда дали всходы: каждая пространная поэтическая подборка антологии «Новых Известий» — результат самого тщательного отбора, вдумчивого и вместе с тем хищного на смыслы и обороты глаза. А сверх стихотворений, предваряя их, введён блестящий, с моей точки зрения, бойкий и меткий филологический анализ всего и каждого поэта целиком. Здесь бушует настоящее пиршество индивидуальных определений, подобранных одним из самых квалифицированных читателей в стране. Среди поэтов — их четверть тысячи — многие получили аналитическую оценку впервые в жизни. Уставал Сергей Иванович? Нет, не уставал никогда. Каждую неделю, напрочь забыв о себе, о своей поэзии, цена которой весьма велика и значима для тех, кто разбирается в слоге, он прочитывал тысячи строк, уже подбирая к ним вступительные слова. Говорю как филолог: им буквально нет цены, потому что связи текста простираются здесь в область идей так наглядно и глубоко, что о самих вступительных словах Сергея Ивановича. стоит писать отдельно. Достанет ли времени у какого-нибудь собрата протянуть собрату руку и восхититься его работой? На сегодня антология составляет восемь томов, каждый по двадцать пять авторских (и издательских) листов. Найдётся ли издатель?

Разумеется, он обязательно спросит, зачем ему издавать столь объёмную антологию, и ему придётся ответить поэтически иррационально: памятник современной поэзии создан, он точен и верен в каждой своей черте. Следовательно, именно по нему, если русский язык, русская филология и вообще наши память и совесть уцелеют, ещё долгие годы и, может быть, века, будут судить о состоянии умов и сердец русских людей в эти годы. И это настоящее чудо, свершившееся на наших глазах. Разве такой памятник не достоин запечатления не только в «цифре», но и на бумаге?

От русской поэзии сегодняшнего дня веет и свободой, и одиночеством. Она как бродяжка под ураганами, и пахнет от неё степями и болотами, но лесами и морями, через которые она странствует, и горьким сиротством, и перегаром сумасшествия, но уже одно в ней достойно запечатления: она так и не продалась веку. Была им бита, но не продалась. Нет в ней ничего, что век бы купил и затем перепродал втридорога. Когда человек сделался дешевле телефонной будки, кому нужна его душа? Тому, кто разглядит в душе не товар, а вечную ценность, не подлежащую пересмотру.

Сергей Арутюнов


В благодарность за работу над поэтической антологией — мы предлагаем нашим читателям стихи ее создателя поэта Сергея Алиханова