Студенты Литинститута на спектакле «БЕСприданница» в Театре Моссовета

Карпушкина Людмила Александровна
Фев 21 2025
Доцент Л.А. Карпушкина со студентами Литинститута

16 февраля 2025 студенты 2 курса очного факультета с доцентом Людмилой Александровной Карпушкиной и заведующей учебной частью заочного факультета Марией Алексеевной Щавелевой посетили спектакль «БЕСприданница» в Театре Моссовета. Своими впечатлениями делятся студенты и организатор похода.


Юля Бескова:

Всегда приятно сходить в театр в приятной компании! Вместе насладиться действом, а после - поделиться впечатлениями и ощущениями «по горячим следам». Сама постановка интересная, противоречивая, неоднозначно плохая или хорошая, но однозначно впечатляющая.

Нина Кувшинова:

Очень понравился спектакль по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница" в постановке Евгения Марчелли. Большое спасибо Людмиле Александровне за организацию похода в театр! Перед обсуждением творчества Островского на семинаре посмотреть постановку "Бесприданницы" на сцене было особенно интересно. После посещения театра пересмотрела фильм "Жестокий романс" Рязанова, снятый по мотивам пьесы Островского, и перечитала "Бесприданницу". Очень интересно сравнивать, как в пьесе, фильме и театре по-разному показаны поступки героев, анализировать мотивы их действий!

Лина Палаткина:

Крайне неожиданная «песня» Ларисы в форме истошного крика напугала и рассмешила одновременно. Впрочем, это не единственная эпатажная выходка на сцене. Сначала было полное неприятие постановки, но к финалу действа распробовала ту самую изюминку, которую приготовил режиссер для зрителя, хорошо знакомого не только с сюжетом, но и с его интерпретациями. Подумала, что, если бы не читала пьесу и не смотрела «Жестокий романс», вряд ли поняла бы, что происходит на сцене. Но в том и особое удовольствие, что можно посмотреть на один из самых хорошо изученных сюжетов не так, как раньше. Равнодушных, кажется, не было. После спектакля слышала хвалебные и не очень комментарии по пути в гардероб, в очереди, на выходе. И сами мы никак не могли распрощаться с Людмилой Александровной, которая неустанно и с большим участием отвечала на наши вопросы и объясняла такие нюансы произведения и режиссерских находок, о которых никто из нас не догадывался. Постановка, безусловно, заслуживает похвал, потому что дает почву для размышлений, позволяет лучше понять замысел Островского, отчасти даже меняет восприятие театрального искусства в целом.

Павел Щербаков:

Впечатление от постановки скорее положительное.

К счастью для себя, перед походом в театр я плотно поужинал, а потому к поеданию актёрами пельменей со сцены отнёсся с некоторым пониманием и даже без чувства зависти.

Эта постановка выявила для меня то, что выдающаяся игра некоторых актёров способна спасти от полного провала почти любое режиссёрское решение.

Замечательно, на мой взгляд, сыграли свои роли Елена Валюшкина, Виталий Кищенко, Сергей Зотов, Иван Расторгуев и Олег Кузнецов.

Хоть по содержанию, как правило, юмор был не самого высокого калибра, каким, собственно, он и бывает, когда шутки крутятся вокруг темы употребления алкоголя, но, тем не менее, благодаря всё той же замечательной актёрской игре, смешных моментов было много. В конце концов, алкоголь – тема вечная.

Увы, хорошо играли не все, и это главный недостаток постановки, и от того этот недостаток главнее, что бездарно отыграла актриса главной роли – Анастасия Белова.

Её игра была похожа на ту, которую мы, как правило, видим в дешёвых сериалах, с той невыгодной для Анастасии Беловой разницей, что здесь рядом с ней играли актёры гениальные. На их фоне она выглядела совсем уж беспомощной куклой.

Каждый раз, когда она оказывалась на сцене, у меня падало настроение.

Даже полуоголенная пятая точка актрисы (бесприданница, что с неё взять) не смогла исправить эту ситуацию.

Дмитрий Подадаев своей игрой тоже не впечатлил, но особого раздражения она не вызвала.

Станислав Бондаренко, игравший роль Сергея Сергеевича Паратова, неумолимо копировал Никиту Михалкова, вышло это как-то вторично.

На протяжении всей постановки ощущалась явная ирония режиссёра, этот иронический настрой мне понравился.

Не успевал зритель скривить физиономию от происходящего, как тут же со сцены звучали смешные комментарии в сторону возмутившего всех (или не всех) действия, например: после того, как вместо нежной песни Лариса Дмитриевна рыгает и неистово визжит, Василий Данилыч Вожеватов говорит: «Послушать и умереть». После этих слов весь зал, естественно, смеялся.

В финале воля к жизни, а точнее, воля к мучным изделиям, не дала раненой бесприданнице испустить дух, а потому она жадно поедала пельмени – все они достались именно ей. Собственно, постановка кончилась тем же, с чего и началась – употреблением пельменей.

Отсутствие излишних или вообще каких-либо декораций, занимательные и динамичные диалоги (которые иногда прерывались на наигранный ор бесприданницы), искристый юмор и игристый чай – всё это показалось мне весьма интересным.

У входа в театр

Дарья Грибовская:

БЕСприданица от театра Моссовета начинает интриговать с названия! Ну вот зачем выделено БЕС? Неужто Островского скрестят с Достоевским и подобный коктейль предстанет перед нами? Не буду держать интригу — перед нами Островской собственной персоной, лишь немного измененный.

Для любителей «правдивости»: можно не бояться, место действия все еще не современность, а кроме Ларисы, немногое напоминает о современности, глаз быстро привыкает к атрибутам и не они не вызывают раздражения, и большей частью очень изящно включены, если не считать внезапное явление работников сцены под самый конец, т.е. к сцене на теплоходе. Можно ли было нарядить этих усердных трудяг в такие же костюмы, как и Гаврило, и Ваню (оба чудесны и украли на себя зрительское внимание отчасти)?

Декорации в спектакле подвижные, а коронное блюдо — пельмени.

Режиссерское виденье отличается от классических интерпретаций, хоть и не сильно, но придает постановке свежий глоток воздуха, а партер (аккуратней!) весь вечер чувствовал запах пельменей и порой подтирал слюнки.

Вернемся к декорациям! Создалось ощущение, что они тщательно продуманны, так же отлично, как и костюмы актеров. Только в отличие от последних, перемещения, как было замечено выше, не всегда отточены, и было удивительно, что включился свет, вышли работники сцены, расставили стулья и прочую утварь, пришли актеры, походили, ушли работники сцены, погас свет.

Это не похоже на попытку слома четвертой стены.

На сцене гармонично сочетались как: боди, кеды, костюмы в цветочный принт, платья любых кроев, так и тренчи, классические костюмы и даже смокинги.

Лариса. Перед нами современная девушка, выросшая в современном мире, и даже носящая боди вместе с рыбацкими сапогами, от этого ее практически финальная речь «жена я тебе?» звучит не самым правдоподобным образом. И поведение еë присуще скорее современной девушке, чем сломанной несчастной любовью представительницы 19 века.

Герои сцены –  Мокий и Харита, актеры полностью погружаются в свои образы, их можно считать олицетворением выражения «живут на сцене».

Главное разочарование — Сергей Сергеич Паратов. Актер безуспешно пытается изобразить из себя отчасти Сергей Сергеича из «Жестокого романса», отчасти ловеласа-плейбоя-миллиардера, что получается моментами зажато.

И кто БЕС? Мать, продающая дочь? Василий, забывший дружеские узы? Сергей Сергеич, держатель явного, если не пошлого, амплуа змея искусителя? Мокий, нашептывающий другим? Лариса, одержимая любовью? Или они все?

Спасибо за возможность посмотреть на новое виденье давно известной пьесы, сравнить свои ощущения от прочтения и воспоминания от других постановок.

Людмила Александровна Карпушкина:

Евгений Марчелли ведет разговор с современным человеком с помощью классического текста одной из лучших пьес Островского, его выстраданного сорокового опуса. Именно режиссерский поиск всевечного, отраженного и в который раз повторяемого в действии на сцене – крепко держит внимание зрителя на протяжении всего спектакля.

Да, много броского, экстремально вызывающего. Но каждый такой прием – не на потребу зрителям, а по существу проблемы. Лариса в красном комбидрессе. А как современный человек привык оценивать женскую красоту? Да как на конкурсе красоты. Это не"лице"приятная, справедливая инвектива современным установлениям…

Талантлива ли Лариса? Неясно, но зато она заявляет о себе с первого выхода как о личности, как о субъекте, а не объекте, встав в эффектном мини в позу максимы, контуром напоминающую букву «я». Она кричит и пытается докричаться до окружающих, потому что погибает, а они стоят на своем, включая ее в сюжет своей игры. И когда в одной из кульминационных сцен Лариса, развязав на шее и голове красные завязки платья (связки, нервы?) вместо душещипательного романса издает душераздирающий вопль (явно не к богу обращенный) одержимой страстью женщины, ее обреченность более чем очевидна…

Тема вечной борьбы за обладание прекрасной «вещью» сохраняется и даже обостряется в представленном на сцене конфликте, но перед нами действо подороже, чем «Лариса и купцы». Потому что здесь показана борьба Красоты и Капитала за власть в этом мире: тройка сильных мужчин съест душу Ларисы по кускам, как пельмени (манты с др.-китайского – «съедобная голова»), четвертый выстрелит, а она, мертвая, навечно обездвижит их и «съест», потому что жить «без … красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете», как говорил в запальчивости герой Достоевского…