Студенты Литинститута на выставке «9 комнат, без конца и начала» Марии Кулагиной

17 марта 2024 студенты 1, 2 и 3 курсов Литинститута вместе с преподавателем Ярославой Юрьевной Муратовой посетили выставку «9 комнат, без конца и начала» в Московском музее современного искусства на Петровке 25.
Первое, что встречает посетителей выставки «9 комнат, без конца и начала» — это прямой коридор с девятью комнатами: по обе стороны. Обход комнат последовательно (благодаря надписям) вырисовывает аномально длинную «П». Картину «Сизиф отдыхает», при входе в девятую комнату, можно читать как Mise en abyme, в данном случае: авторскую самоиронию над возможностью поставить точку заключительной комнатой.
Каждая комната встречает не только тонким комментарием куратора выставки, но и стихотворением классика русской литературы. Стихотворение вступает в диалог с пространством внутри комнаты, по итогу чего каждая отдельная комната всегда существует на границе чистых пространственности и времённости и тем самым воплощает собою динамику Мира, а не статику в завершённости.
Сопоставление посетителя с людьми-экспонатами можно проследить в работах с зеркалами:
— в которых сохраняется равенство между посетителем и изображаемым на аллегорическом уровне, пока посетитель не видит в зеркале себя, как и отличаемого от представленных человеческих фигур.
Однако всё вышеназванное, что входит в характер выставки, выстраивается и в сравнении с её культурным эквивалентом.
«Я воспринимала работы Марии скорее как инсталяции и каждая комната была оформлена как одна тема, все они сливались в одну мысль»
Анастасия Янцевич, 3 курс
В качестве культурного эквивалента выставке «9 комнат, без конца и начала» мы рассматриваем виртуальную выставку Radiohead «KID A MNESIA EXHIBITION» (выставка в стилистике современного искусства, созданная в форме видеоигры основателем британской музыкальной группы Radiohead Томом Йорком в соавторстве с художником Стэнли Донвудом) на том праве, что прослеживается:
а) Визуальное сходство. Тут нас интересует то, что вместо ухода в техногенную эклектику (то есть вместо подражания современному миру с современными технологиями) Мария Кулагина выходит на мир непрерывного и одновременного распада и соединения всего человеческого как человеческого.
«Я понимаю, что для Марии очень важны какие-то аспекты жизни человека, жизни его души; переживания, сильные страсти и сомнения, темы индивидуального и социального идут рука об руку»
Анастасия Янцевич, 3 курс
— отсюда и вытекает:
б) Мысль о мире как о конструкторе и сама мысль как конструктор. Если возможность пересборки мира в «KID A MNESIA EXHIBITION» раскрывается во времени, то у Марии Кулагиной мир дан в разных конфигурациях в один и тот же момент времени:
— (что позже подтвердилось словами автора).
И последнее следствие:
в) «Грубость» форм, как представление альтернативы Миру (то есть, систематическое и иррациональное упрощение внешней действительности, которое создаёт внутреннее напряжение содержания и формы). Работы этой выставки выполнены большими формами, что также уравнивает их степень подражания миру со степенью созидания мира своего. Иными словами сам себя обнаруживает тот возможный баланс в произведении искусства, который заставляет ставить под сомнение реальность реальности (то есть заставляет воспринимать это произведение, как саму жизнь). Всегда остаются ещё неразрешённые противоречия, и в динамике их разрешения художественный мир представленных работ несовершенен, но поскольку эта незавершённость поставлена на уровень правила существования своего художественного мира, то выстраивается мир, совершенный в пронизывающей его незавершённости.
«Творчество Марии Кулагиной подразумевает постоянный анализ образов, которые она предлагает. Узнавание нового в платоновском смысле: познание есть воспоминание. Но и наоборот».
Анастасия Янцевич, 3 курс
Всем этим выставка Марии Кулагиной не ограничивается. Непрерывно живая, интерактивная в созерцании, целостная и множественная одновременно, таит намного-много больше, чем мы успели только обозначить. Проходила выставка с 14 февраля по 24 марта этого года.
В конце выставки пришла сама автор, Мария Кулагина, и дала комментарии на свои работы, которые вопреки анекдотичному ожиданию «Се лев а не собака» обогатили и подтвердили наши догадки.