Студенты Литинститута на выставке «Новое общество художников»

22 декабря 2024 студенты 1, 3 и 4 курсов в рамках Клуба любителей искусства устроили последний предновогодний поход на выставку и посетили Музей русского импрессионизма с преподавателем Ярославой Юрьевной Муратовой.
Выставка «Новое общество художников» (24.10.2024-26.01.2025) продолжает тему неожиданных тематических объединений, которыми не переставали удивлять кураторы в 2024 году. Тенденция, начатая наверное Третьяковкой, объединившей творчество Васнецовых, Виктора и Аполлинария, с их «суровым» внуком, Андреем Васнецовым, подхвачена была «Адептами красного», где неожиданно появились вместе Архипов и Малявин, объединённые, казалось бы, одним цветом.
Новая выставка Музея русского импрессионизма показывает разных художников, среди которых много новых для нас имён и малоизвестных фигур, объединившихся под эгидой «Нового общества художников» (НОХ), которое существовало в формате выставок с 1903 по 1917 гг в Петербурге-Петрограде. Среди его членов-экспонентов были и мирискусники, и символисты, и авангардисты, в НОХ выставлялись живописцы, скульпторы, графики, иллюстраторы, архитекторы. Более того, эта площадка оказалась достаточно демократичной и объединила молодых художников с мэтрами, учителей и их учеников. Всего прошло 10 выставок, на которых были показаны работы Дмитрия Кардовского и Ивана Фомина, Александра Бенуа и Бориса Кустодиева, Петра Уткина и Николая Милиоти, Михаила Матюшина и Алексея Явленского.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. «Дама в маске», 1910
Специфика НОХ выразилась и в методе организации выставки, выстроенной по принципу параллельных и взаимопроникающих связей между художниками-учителями и художниками-учениками, между художниками и театром, художниками и писателями. Выставка разделена на рубрики, некоторые из которых носят названия поэтических сборников поэтов Серебряного века («Радуница», «Камень», «Мирские думы», «Киммерийская весна») или стихотворений («Сельский часослов», «Это было у моря»). Во всех разделах присутствуют мультимедийные вставки стихов Анны Ахматовой, Михаила Кузьмина, Николая Гумилёва и пр., которые оказываются созвучны соседствующим полотнам.
Анна Петрова, ведущий редактор Музея русского импрессионизма, отмечает в интервью журналу «Сноб»:
«Мы сами удивлялись, насколько удачно стихотворения комментировали работы художников. При этом и в жизни поэтов и живописцев часто связывали тесные контакты. Кардовские были соседями Гумилевых в Царском Селе, Константин Богаевский дружил с Максимилианом Волошиным; Евгений Лансере оформлял сборник Анны Ахматовой “Вечер”, а Мстислав Добужинский делал обложку Tristia Мандельштама. Коллекционер Михаил Сеславинский нашел в своем собрании оригинальные сборники поэзии и прозы 1900–1910-х годов, оформленные НОХовцами, — их обложки и виньетки стилистически связали каталог в единое целое».
Вся культурная жизнь Серебряного века оказывается удивительно органичной, взаимосвязанной и по-домашнему тесной в этих соседствующих знакомствах и совместных проектах.
Так, делая акцент на повторяющихся сюжетах, мотивах, образах, куратору выставки удаётся выйти в пространство поисков модернистов в переломную для русской культуры эпоху и, соответственно, вывести зрителей на размышления о культуре Серебряного века. Например, тема прощания с прошлым (или только ощущения уходящего времени) возникает в интерьерных полотнах, которые представляет рубрика «В комнатах».
Или тема двойственной природы женщины – святой и, одновременно, таящей в себе дьявольское начало (аполлоническое и дионисийское) – возникает в разделе «Царица поцелуев». Это название отсылает зрителей к сказке Сологуба, где эта тема тоже развивается в символистском духе противоречий. Такой шаг в сторону на территорию литературы определенно не оставил студентов Литинститута равнодушными.
«Новое общество художников» – интересная, богатая на визуальные впечатления выставка, способная обогатить представления об эпохе Серебряного века.