Студенты Литинститута на выставке «Париж – Москва – ВХУТЕМАС»

Муратова Ярослава Юрьевна
Фев 21 2025
Участники Клуба любителей искусств сходили 13 февраля 2025 вместе с преподавателем Муратовой Я.Ю. в музей-квартиру А. Белого на Старом Арбате на выставку «Париж – Москва – ВХУТЕМАС…Александр и Лидия Жолткевич. 1910-е – 1930-е. Графика, живопись скульптура» (02.01.2025-13.04.2025) и на лекцию, посвященную их жизни и творчеству.
Клуб любителей искусства

Студенты Литературного института побывали на вечере «Трагический оптимизм» на переломе эпох. Неизвестные страницы истории отечественного искусства первой половины ХХ века».

Репортаж подготовила студентка первого курса Лиза Савельева.


Участие в Клубе любителей искусства у меня началось с посещения лекции в квартире Андрея Белого. Это всегда символично, когда людей, в основном не очень друг с другом знакомых, объединяет такое пропитанное почти магическим ощущением место. К нему у меня давно сложилось особое отношение. Балкончик Белого – место, или точка, где родилась его "Симфония" – здесь начинался мой Арбат и моя Москва. Именно здесь нам и довелось узнать о неизвестных ранее художниках, за каждым из которых – шлейф из воспоминаний и ассоциаций лектора, которая оказалась непосредственно наследницей Александра и Лидии Жолткевич (и как неожиданно было это осознать!).

Люди своего века, для них не пустой фантазией было претворение в жизнь самых заветных мечт и образов; жили, согласуясь с велением сердца, всецело обращённого на творчество. Александр Ферапонтович Жолткевич (1872-1943) – жизненная и творческая энергия его выливалась как в скульптуру и поэзию, так и в профессиональную революционную деятельность; она выкипела слишком рано, и, будучи известен как скульптор, под конец жизни он полностью отдался стихотворной форме высказывания. Возможно, это и стало причиной того, что Александр Ферапонтович пропал из мира искусства и сейчас лишь немногие работы его в сохранности, об остальных же можно судить по фотоснимкам. Его дочь, Лидия Александровна Жолткевич (1901-1991), чья талантливость ещё в раннем её возрасте была отмечена отцом, работала в те годы, когда её независимое высказывание не могло быть вполне принято и понято.  В то же время её знали как художника бывшие добрыми знакомыми её отца Матисс, Майоль, Брак. Однако скоро и эти блестящие возможности и перспективы – парижский "Улей", Академии Коларосси и Гранд Шомьер и даже лестное предложение поступить во ВХУТЕМАС (которое она отвергла, предпочтя ему мастерскую Фаворского, что показательно) – остались в прошлом; возможно, многое об этом напоминало, однако ушло безвозвратно, возникая только в беседах различных людей из складывавшегося вокруг неё творческого круга.

Скульптуры

Как это часто бывает, память о них и об их творчестве дошла до нас сегодняшних окольными путями, проскальзывая сквозь время и теряя свою целостность вследствие революций, войн и прочих катаклизмов. Но, видимо, вследствие всеобщего прозрения, все чаще исследователи заглядывают туда, в бездну, разверзшуюся на сломе эпох, и за нее, беря на себя смелость спасать то, что было ею поглощено в тёмные моменты истории. Обращаясь к биографиям таких "промелькнувших" в истории художников (в широком смысле слова), как Александр и Лидия Жолткевич (чей талант, кстати говоря, отмечал Луначарский, тот Луначарский, не перешагнувший ещё порог революции; не говоря уж об окружении этой семьи), мы воссоздаем опасно хрупкий, вследствие своей двойственности, облик эпохи и среды, в которую эти люди были погружены.

 Почувствовать себя связанными через некоторое не очень  большое количество рукопожатий с такими, как Волошин, Митурич, Петров-Водкин – большая честь и в какой-то мере ответственность.

Так что повторюсь: участвовать в "воскрешении" эпохи через возвращение памяти о людях и событиях – наша общая задача. И я очень радуюсь тому, что с Клубом любителей искусства это возможно; ибо это достойная задача как для него, так и для Литинститута вообще. Большая благодарность Ярославе Юрьевне и Борису Николаевичу Б. – который, хоть и не пускает гостей к себе на заветный балкончик, однако довольно радушен как хозяин, принимающий в своём доме гостей.