Студенты Литинститута на выставке «Париж – Москва – ВХУТЕМАС»

Студенты Литературного института побывали на вечере «Трагический оптимизм» на переломе эпох. Неизвестные страницы истории отечественного искусства первой половины ХХ века».
Репортаж подготовила студентка первого курса Лиза Савельева.
Участие в Клубе любителей искусства у меня началось с посещения лекции в квартире Андрея Белого. Это всегда символично, когда людей, в основном не очень друг с другом знакомых, объединяет такое пропитанное почти магическим ощущением место. К нему у меня давно сложилось особое отношение. Балкончик Белого – место, или точка, где родилась его "Симфония" – здесь начинался мой Арбат и моя Москва. Именно здесь нам и довелось узнать о неизвестных ранее художниках, за каждым из которых – шлейф из воспоминаний и ассоциаций лектора, которая оказалась непосредственно наследницей Александра и Лидии Жолткевич (и как неожиданно было это осознать!).
Люди своего века, для них не пустой фантазией было претворение в жизнь самых заветных мечт и образов; жили, согласуясь с велением сердца, всецело обращённого на творчество. Александр Ферапонтович Жолткевич (1872-1943) – жизненная и творческая энергия его выливалась как в скульптуру и поэзию, так и в профессиональную революционную деятельность; она выкипела слишком рано, и, будучи известен как скульптор, под конец жизни он полностью отдался стихотворной форме высказывания. Возможно, это и стало причиной того, что Александр Ферапонтович пропал из мира искусства и сейчас лишь немногие работы его в сохранности, об остальных же можно судить по фотоснимкам. Его дочь, Лидия Александровна Жолткевич (1901-1991), чья талантливость ещё в раннем её возрасте была отмечена отцом, работала в те годы, когда её независимое высказывание не могло быть вполне принято и понято. В то же время её знали как художника бывшие добрыми знакомыми её отца Матисс, Майоль, Брак. Однако скоро и эти блестящие возможности и перспективы – парижский "Улей", Академии Коларосси и Гранд Шомьер и даже лестное предложение поступить во ВХУТЕМАС (которое она отвергла, предпочтя ему мастерскую Фаворского, что показательно) – остались в прошлом; возможно, многое об этом напоминало, однако ушло безвозвратно, возникая только в беседах различных людей из складывавшегося вокруг неё творческого круга.

Как это часто бывает, память о них и об их творчестве дошла до нас сегодняшних окольными путями, проскальзывая сквозь время и теряя свою целостность вследствие революций, войн и прочих катаклизмов. Но, видимо, вследствие всеобщего прозрения, все чаще исследователи заглядывают туда, в бездну, разверзшуюся на сломе эпох, и за нее, беря на себя смелость спасать то, что было ею поглощено в тёмные моменты истории. Обращаясь к биографиям таких "промелькнувших" в истории художников (в широком смысле слова), как Александр и Лидия Жолткевич (чей талант, кстати говоря, отмечал Луначарский, тот Луначарский, не перешагнувший ещё порог революции; не говоря уж об окружении этой семьи), мы воссоздаем опасно хрупкий, вследствие своей двойственности, облик эпохи и среды, в которую эти люди были погружены.
Почувствовать себя связанными через некоторое не очень большое количество рукопожатий с такими, как Волошин, Митурич, Петров-Водкин – большая честь и в какой-то мере ответственность.
Так что повторюсь: участвовать в "воскрешении" эпохи через возвращение памяти о людях и событиях – наша общая задача. И я очень радуюсь тому, что с Клубом любителей искусства это возможно; ибо это достойная задача как для него, так и для Литинститута вообще. Большая благодарность Ярославе Юрьевне и Борису Николаевичу Б. – который, хоть и не пускает гостей к себе на заветный балкончик, однако довольно радушен как хозяин, принимающий в своём доме гостей.























