Студенты Литинститута на выставке «Работать и жить» в Зотов-центре

Муратова Ярослава Юрьевна
Июл 1 2024
Студенты Литинститута на выставке «Работать и жить» в Зотов-центре

18 июня 2024 студенты Литинститута из группы английского языка Ярославы Юрьевны Муратовой посетили выставку «Работать и жить» в Зотов-центре.

Репортаж подготовила Анастасия Янцевич.


Центр Зотов: «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937»

18 июня студенты 1, 2 и 3 курсов из группы английского языка Ярославы Юрьевны Муратовой посетили выставку «Работать и жить», посвященную советскому конструктивизму, в Зотов-центре.

Эпоха конструктивизма – это время новых идей и строительства нового мира, как и нового человека, живущего в нём. Архитекторы конструктивизма создавали этот новый мир именно для такого человека будущего, о каком некогда мечтал Горький – динамичного, здорового и сильного, интеллектуально развитого. Конструктивизм стремился создать новый город будущего, который сможет соответствовать темпу жизни нового человека и удовлетворять его нужды.

Отсюда появляются общественные столовые, дома-общежития, компактная многофункциональная мебель, соответствующие образу и темпу жизни рабочего.

На выставке можно увидеть работы выдающихся советских архитекторов-конструктивистов – братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого и других. Впервые представлены работы ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой – наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасной, комфортной жизни и работы.

Фото плана Дома-коммуны на 2000 чел. (!) Проект. Общественный сектор, планы 1 жтажа. 1930 г.

Фото плана Дома-коммуны на 2000 чел. (!) Проект. Общественный сектор, планы 1 жтажа. 1930 г.
Авторы: бригада ВОПРА ( Всероссийское общество ( позже Всесоюзное об,единение) пролетарских архитекторов, Ленинградское отд. Н. Баранов, А. Кривецкий, В. Нотес, Н. Чемоданов, М. Русоков.

Особенность выставки еще и в том, что она раздвигает горизонты архитектурных проектов за пределы Москвы и Петербурга, показывая в разделе «Урало-Кузбасс», как шло строительство нового советского мира на Урале и в Сибири. Масштаб новых идей стремился совпасть с масштабами страны.

Выставка позволяет увидеть не только планы реализованных проектов, но и нереализованные задумки конструктивистов, увидевшие свет разве что в фильме «Мастер и Маргарита».

Г. Вольфензон, А. Максимов. Конкурсный проект дворца техники на Фрунзенской наб.в Москве. 1933

Г. Вольфензон, А. Максимов.
Конкурсный проект дворца техники на Фрунзенской наб.в Москве. 1933

Помимо проектов архитекторов конструктивистов на выставке также представлена живопись, графика, фотографии и кинохроника 1920-1930-х годов, которые полнее раскрывают жизнь страны и чаяния людей этого времени – это и новые рекламные и афишные постеры, и социальная видео-реклама, и фотоснимки Александра Родченко, полные динамизма конструктивистской эпохи.

Это обширная выставка, в которой организаторам удалось охватить целую эпоху, она занимает два этажа и поражает своим материалом: Зотов-центру удалось собрать работы, хранящиеся в Музее архитектуры имени Щусева, Музее истории Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее, Русском музее, Музее МАРХИ, архивах и частных коллекциях.

Сам Центр Зотов – бывший Хлебозавод №5 имени Зотова (Василия Зотова – советского министра пищевой промышленности) – является памятником конструктивизма. Завод стал первым в мире хлебозаводом с кольцевым конвейером – с верхнего этажа к нижнему шёл почти автоматизированный процесс выпекания хлеба, продукция двигалась от этапа к этапу, по кругу сверху вниз. Во многом благодаря изобретению инженера Марсакова, чьим творением стал Хлебозавод №5, советские хлебозаводы обрели узнаваемую цилиндрическую форму.

После выставки студенты обсудили идеи конструктивистских архитекторов, пытавшихся изменить саму структуру общественной жизни, такие как идея «обще-жития», стремление к максимальному удобству, быстроте, доступности и компактности. Обсудили наследие Шарля ле Корбюзье, оказавшего влияние на советских конструктивистов, на примере индийского города Чандигарха.

Хочется поблагодарить студентку 2 курса Веру Кантор, принявшую активное участие в организации проекта «Урало-Кузбасс» в центре Зотов, за приглашение и прекрасную (и бесплатную) экскурсию по залам выставки.

Выставка продлится в Зотов-центре до 14 июля.

А.С. Янцевич