Студенты Литинститута на выставке «Работать и жить» в Зотов-центре

18 июня 2024 студенты Литинститута из группы английского языка Ярославы Юрьевны Муратовой посетили выставку «Работать и жить» в Зотов-центре.
Репортаж подготовила Анастасия Янцевич.
Центр Зотов: «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937»
18 июня студенты 1, 2 и 3 курсов из группы английского языка Ярославы Юрьевны Муратовой посетили выставку «Работать и жить», посвященную советскому конструктивизму, в Зотов-центре.
Эпоха конструктивизма – это время новых идей и строительства нового мира, как и нового человека, живущего в нём. Архитекторы конструктивизма создавали этот новый мир именно для такого человека будущего, о каком некогда мечтал Горький – динамичного, здорового и сильного, интеллектуально развитого. Конструктивизм стремился создать новый город будущего, который сможет соответствовать темпу жизни нового человека и удовлетворять его нужды.
Отсюда появляются общественные столовые, дома-общежития, компактная многофункциональная мебель, соответствующие образу и темпу жизни рабочего.
На выставке можно увидеть работы выдающихся советских архитекторов-конструктивистов – братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого и других. Впервые представлены работы ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой – наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасной, комфортной жизни и работы.
Фото плана Дома-коммуны на 2000 чел. (!) Проект. Общественный сектор, планы 1 жтажа. 1930 г.
Авторы: бригада ВОПРА ( Всероссийское общество ( позже Всесоюзное об,единение) пролетарских архитекторов, Ленинградское отд. Н. Баранов, А. Кривецкий, В. Нотес, Н. Чемоданов, М. Русоков.
Особенность выставки еще и в том, что она раздвигает горизонты архитектурных проектов за пределы Москвы и Петербурга, показывая в разделе «Урало-Кузбасс», как шло строительство нового советского мира на Урале и в Сибири. Масштаб новых идей стремился совпасть с масштабами страны.
Выставка позволяет увидеть не только планы реализованных проектов, но и нереализованные задумки конструктивистов, увидевшие свет разве что в фильме «Мастер и Маргарита».
Г. Вольфензон, А. Максимов.
Конкурсный проект дворца техники на Фрунзенской наб.в Москве. 1933
Помимо проектов архитекторов конструктивистов на выставке также представлена живопись, графика, фотографии и кинохроника 1920-1930-х годов, которые полнее раскрывают жизнь страны и чаяния людей этого времени – это и новые рекламные и афишные постеры, и социальная видео-реклама, и фотоснимки Александра Родченко, полные динамизма конструктивистской эпохи.
Это обширная выставка, в которой организаторам удалось охватить целую эпоху, она занимает два этажа и поражает своим материалом: Зотов-центру удалось собрать работы, хранящиеся в Музее архитектуры имени Щусева, Музее истории Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее, Русском музее, Музее МАРХИ, архивах и частных коллекциях.
Сам Центр Зотов – бывший Хлебозавод №5 имени Зотова (Василия Зотова – советского министра пищевой промышленности) – является памятником конструктивизма. Завод стал первым в мире хлебозаводом с кольцевым конвейером – с верхнего этажа к нижнему шёл почти автоматизированный процесс выпекания хлеба, продукция двигалась от этапа к этапу, по кругу сверху вниз. Во многом благодаря изобретению инженера Марсакова, чьим творением стал Хлебозавод №5, советские хлебозаводы обрели узнаваемую цилиндрическую форму.
После выставки студенты обсудили идеи конструктивистских архитекторов, пытавшихся изменить саму структуру общественной жизни, такие как идея «обще-жития», стремление к максимальному удобству, быстроте, доступности и компактности. Обсудили наследие Шарля ле Корбюзье, оказавшего влияние на советских конструктивистов, на примере индийского города Чандигарха.
Хочется поблагодарить студентку 2 курса Веру Кантор, принявшую активное участие в организации проекта «Урало-Кузбасс» в центре Зотов, за приглашение и прекрасную (и бесплатную) экскурсию по залам выставки.
Выставка продлится в Зотов-центре до 14 июля.
А.С. Янцевич