Студенты на выставке «Группа 13» в Музее русского импрессионизма

Муратова Ярослава Юрьевна
мая 28 2024
Третьекурсники Литинститута с Ярославой Юрьевной Муратовой

20 мая 2024 студенты 3 курса из группы английского языка Ярославы Юрьевны Муратовой посетили выставку «Группа “13” в переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.

Выставка организована таким образом, что рассматривает и каждого из художников в отдельности, и разные периоды в творчестве группы и все сферы их деятельности – живопись, рисунок, книжную иллюстрацию, и соединяет локации их творчества: Москва, Петербург, Саратов.

Группа 13 существовала всего 3 года – с 1929 по 1931, её костяк сложился в редакции газеты “Гудок” в 1920-ые в кругу трёх иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарина.

Именно Милашевский сделал фирменным стилем “13-ти” натуральный темповый рисунок. Сейчас Милашевский известен больше своими поздними иллюстрациями к русским сказкам, на выставке же можно увидеть его и в роли живописца, и книжного дизайнера-оформителя, и мастера военного лубка.

В своё объединение они приглашают художников-любителей из Ленинграда и выпускников Вхутемаса, собрав неоднозначное число в 13 участников. Из этого союза вытекает и плодотворный творческий тандем группы, и союз двух художников – Татьяны Мавриной (Лебедевой) и Николая Кузьмина.

Интересно также, что на выставке рядом с работами художников Группы 13 представлены и полотна французских художников, которыми вдохновлялись герои выставки: так можно проследить различные влияния, узнаваемые отсылки, попытки работы со стилем.

Группа 13 действительно много взяла у французов: это и постимпрессионизм – Дега, Дюфи; и фовизм – Окон Фриез, Морис де Вламинк. Отдельно можно отметить влияние Матисса или Рауля Дюфи в работах Мавриной, которая, занимаясь свободной живописью, всё время стремится к детскости, к той живой спонтанности линий.

Маврина тоже известна в первую очередь своими книжными иллюстрациями к детским изданиям.

Многие скетчи, рисунки, акварели художников Группы 13 похожи на быстрые наброски, но в них, помимо запечатленного мига, есть ещё ощутимое настроение. Они наполнены жизнью, они движутся и дышат.

Скетч

Деревья в советских парках на картинах Кузьмина, слоны на рисунке Даниила Дарана, прохожие и трамваи на городских скетчах  Милашевского.

Художники экспериментируют с линиями, цветом, фактурой – пытаясь нащупать и передать это свежее дыхание новой жизни в новой стране. Для них важна не академическая выучка и конструктивистский монтаж, для них на первом месте – “бег живой линии”.

Среди работ Группы 13 и ироничные портреты безликих современников, и тревожные поля колосьев с черными грязноватыми тенями, и задумчивые, депрессивные виды рабочих пригородов, и легкие, воздушные пейзажи, полные зелени и прогуливающихся горожан – все эти образы говорят и о настроениях самой эпохи, которая ощущается художниками именно так.

В 1931 году Группа 13 распадается, жизнь многих её участников заканчивается несчастливо, кто-то был расстрелян или провёл много лет в лагерях, кто-то погиб на войне, а кто-то был вынужден зарабатывать на жизнь другими способами, продолжая писать в стол. Поэтому многие работы, представленные на выставке – это многолетние поиски художников, не известные советскому зрителю.

“Группа 13” в Музее русского импрессионизма – это яркая и интересная выставка, которая не оставила студентов равнодушными.