Геннадий Красников о Дне Победы в творчестве поэтов фронтового поколения

Есть безусловная сакральность в Дне Победы, который мы отмечаем ежегодно 9 Мая. Неслучайно уже в первые дни начала Великой Отечественной войны в эпической песне В. Лебедева-Кумача и А. Александрова эта война была названа «народной, священной». Сама неизъяснимая озаряющая духовная выстраданность Победы, оплаченная слезами народа и жертвенным подвигом тех, о ком можно сказать словами Николая Гумилёва, участника Первой мировой: «Серафимы ясны и крылаты за плечами воинов видны» – вызывает у наших врагов нечеловеческое беспокойство и злобу, ибо и «бесы веруют, и трепещут». А не так давно стихийно возникшее в недрах народного исторического самосознания явление «Бессмертного полка» само по себе подобно обретению чудотворной иконы с ликами воинов в земле российской просиявших. Неспроста ведь большинство из тех, кто все последние годы кощунствовал по поводу празднования Дня Победы, называя его «победобесием», кто изощрялся в поруганиях над «Бессмертным полком», – как только России в двадцать первом веке вновь был брошен смертельный экзистенциальный вызов, оказались «иноагентами» (читай: агентами тьмы) и как от ладана бежали за бугор к западным покровителям, как «бежат от лица Его ненавидящии Его»…
Естественно, что тема Дня Победы в творчестве поэтов фронтового поколения была изначально смысловой и целеполагающей на уровне веры, во имя которой человек, как говорили образно в старину, готов положить жизнь на алтарь Отечества.
Одно из первых стихотворений на эту тему было написано уже в 1941-м году Леонидом Шершером, мечтавшем о том, каким он будет, этот день, до которого ему не пришлось дожить – поэт погиб через год, в августе 42-го:
Да будет весёлым день нашей победы!
Мы снова сойдёмся в круг –
Друг налево, и друг направо,
И прямо напротив друг…
Стихотворение стало не только пророческим в судьбе автора, но и во многом наметило как может развиваться тема в дальнейшем:
Когда этот час неизбежный настанет,
Я встану, подняв стакан:
«Не все здесь с нами. Одни убиты,
Лечат других от ран.
Но я от имени всех живущих
И тех, кто погиб в бою,
В слове, простом и взволнованном слове
Прославлю страну мою»…
И необъяснимое прозрение сквозь время – за четыре года до события практически предсказаны победный май и собственная судьба:
Мы в окна посмотрим – увидим: снова
Звёзды горят на Кремле,
Весна начинается, пахнет весною
По всей молодой земле…А если мне суждено в сраженье
Погибнуть до этого дня –
Ты тогда поднимись со стаканом
И это скажи за меня…
Поэт Иван Петрухин, вернувшийся инвалидом с войны, дал точный психологический образ воина, который, как и Леонид Шершер, не дошёл до своего 9 Мая:
И на ходу дремал солдат,
От ран ли бредил,
Коль падал, падал не назад –
Лицом к победе.
«Лицом к победе» и шли, и падали. Но дошли. И в конце пути, как сказано в стихотворении Евгения Зиборова, будет предъявлен врагу справедливый солдатский счёт:
В огне не знающие брода,
Под градом вражьих бомб и мин
Мы шли сюда четыре года...
Так отвечай за всё,
Берлин!
Замечательный поэт, участник тех событий, Василий Субботин, в восьми лаконичных строчках стихотворения «Бранденбургские ворота» воспроизвёл закономерный финал так называемого германского превосходства, финал, который полезно бы помнить современным немецким и прочим воинственным западным политикам:
Не гремит колесница войны.
Что же вы не ушли от погони,
Наверху бранденбургской стены
Боевые немецкие кони?
Вот и арка. Проходим под ней,
Суд свершив справедливый и строгий.
У надменных державных коней
Перебиты железные ноги.