Геннадий Красников о Дне Победы в творчестве поэтов фронтового поколения

Красников Геннадий Николаевич
мая 9 2025
В «Литературной газете» опубликована статья руководителя семинара поэзии Геннадия Николаевича Красникова к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Скриншот

Есть безусловная сакральность в Дне Победы, который мы отмечаем ежегодно 9 Мая. Неслучайно уже в первые дни начала Великой Отечественной войны в эпической песне В. Лебедева-Кумача и А. Александрова эта война была названа «народной, священной». Сама неизъяснимая озаряющая духовная выстраданность Победы, оплаченная слезами народа и жертвенным подвигом тех, о ком можно сказать словами Николая Гумилёва, участника Первой мировой: «Серафимы ясны и крылаты за плечами воинов видны» – вызывает у наших врагов нечеловеческое беспокойство и злобу, ибо и «бесы веруют, и трепещут». А не так давно стихийно возникшее в недрах народного исторического самосознания явление «Бессмертного полка» само по себе подобно обретению чудотворной иконы с ликами воинов в земле российской просиявших. Неспроста ведь большинство из тех, кто все последние годы кощунствовал по поводу празднования Дня Победы, называя его «победобесием», кто изощрялся в поруганиях над «Бессмертным полком», – как только России в двадцать первом веке вновь был брошен смертельный экзистенциальный вызов, оказались «иноагентами» (читай: агентами тьмы) и как от ладана бежали за бугор к западным покровителям, как «бежат от лица Его ненавидящии Его»…

Естественно, что тема Дня Победы в творчестве поэтов фронтового поколения была изначально смысловой и целеполагающей на уровне веры, во имя которой человек, как говорили образно в старину, готов положить жизнь на алтарь Отечества.

Одно из первых стихотворений на эту тему было написано уже в 1941-м году Леонидом Шершером, мечтавшем о том, каким он будет, этот день, до которого ему не пришлось дожить – поэт погиб через год, в августе 42-го:

Да будет весёлым день нашей победы!

Мы снова сойдёмся в круг –

Друг налево, и друг направо,

И прямо напротив друг…

Стихотворение стало не только пророческим в судьбе автора, но и во многом наметило как может развиваться тема в дальнейшем:

Когда этот час неизбежный настанет,

Я встану, подняв стакан:

«Не все здесь с нами. Одни убиты,

Лечат других от ран.

 

Но я от имени всех живущих

И тех, кто погиб в бою,

В слове, простом и взволнованном слове

Прославлю страну мою»…

И необъяснимое прозрение сквозь время – за четыре года до события практически предсказаны победный май и собственная судьба:

Мы в окна посмотрим – увидим: снова
Звёзды горят на Кремле,
Весна начинается, пахнет весною
По всей молодой земле…

А если мне суждено в сраженье
Погибнуть до этого дня –
Ты тогда поднимись со стаканом
И это скажи за меня…

Поэт Иван Петрухин, вернувшийся инвалидом с войны, дал точный психологический образ воина, который, как и Леонид Шершер, не дошёл до своего 9 Мая:

И на ходу дремал солдат,

От ран ли бредил,

Коль падал, падал не назад –

Лицом к победе.

 «Лицом к победе» и шли, и падали. Но дошли. И в конце пути, как сказано в стихотворении Евгения Зиборова, будет предъявлен врагу справедливый солдатский счёт:

В огне не знающие брода,

Под градом вражьих бомб и мин

Мы шли сюда четыре года...

Так отвечай за всё,

Берлин!

Замечательный поэт, участник тех событий, Василий Субботин, в восьми лаконичных строчках стихотворения «Бранденбургские ворота» воспроизвёл закономерный финал так называемого германского превосходства, финал, который полезно бы помнить современным немецким и прочим воинственным западным политикам:

Не гремит колесница войны.

Что же вы не ушли от погони,

Наверху бранденбургской стены

Боевые немецкие кони?

 

Вот и арка. Проходим под ней,

Суд свершив справедливый и строгий.

У надменных державных коней

Перебиты железные ноги.

Читать далее...