Живая античность: режиссёры и актёры бога Диониса

Кешокова Елена Алимовна
Гвоздева Татьяна Борисовна
Гвоздева Инна Андреевна
Авг 28 2018
На информационном интернет-портале о культуре в России и за рубежом Ревизор.ру опубликована статья Оксаны Лисковой об Античном театре Литинститута под руководством Татьяны Борисовны Гвоздевой.

"Античный театр" в Литинституте – творческая составляющая семинаров по античной литературе.

Дионис – бог виноградарства, виноделия и театра. Сын Зевса и Семелы – земной женщины, дочери фиванского царя. Дионису очень повезло с отцом, который выносил нерожденного младенца в своем бедре, после смерти матери. Дальнейшая судьба младенца, можно сказать, сложилась благополучно. Он женился, его постоянно окружали нимфы и сатиры, ему поклонялись люди. В конце концов, его имя до сих пор не ушло в небытие, и мы частенько его поминаем, говоря о творчестве и праздниках.

С чего всё начиналось?

Античный театр в Литинституте придумал в девяностые годы его ректор – Сергей Есин: он влюблялся в человека, в идею, в мечту и следовал за ней, пока она не начинала жить сама по себе или окончательно не разваливалась. Так, одно время, чтобы оживить лекции и страницы по истории древнего Египта, он отправлял одного-двух отличников в маленькое путешествие к Сфинксу.

Первокурсники девяносто пятого года были первыми, кто начал ставить спектакли по произведениям античных драматургов. Это была комедия Теренция "Братья". На этом курсе учились два брата – Федор Черепанов и Павел Черепанов, они стали исполнителями главных ролей. Организовывала постановку доцент Елена Кешокова, которая в то время читала лекции по Античной литературе: "Хорошо помню, что с самого начала определила гонорар – корзину бананов, чтобы поощрить и немного подкормить студентов. Так как еще не было компьютеров в широком доступе, программки спектаклей писались от руки. У меня была даже кассета со спектаклями, но она от старости слиплась. Запомнились несколько спектаклей: один, поставленный Анной Гусевой, – она училась на очном только год или два, – в эстетике античных фресок; потом был очень яркий спектакль "Менехмы" Плавта."

Театр, который появился в середине девяностых, то радовал зрителей, то исчезал без новых постановок (спектакли ставили вчерашние абитуриенты, поскольку весь древний мир с битвами людей и богов изучался только на первом курсе), и по-настоящему "заработал" уже в самом конце девяностых, когда преподавателем античной литературы и руководителем театра стала Татьяна Гвоздева: "В этом году будет своеобразный юбилей театра, которым я руковожу – 20 лет. Тогда театр получил название "Античный театр Диониса", и режиссеры Светлана Кочерина и Анна Федорова поставили греческую комедию Аристофана "Женщины в народном собрании". Но такое название не прижилось, от него остался только "Античный театр".

Какие задачи вы ставили перед собой как руководителем и перед студентами?

Татьяна Гвоздева (кандидат исторических наук, доцент, преподаватель античной литературы). Задачи были... творческие. Театр – это составляющая наших семинаров по античной литературе. При такой работе есть возможность более подробно изучить авторов, не говоря уже о том, что явление студенческого театра - это возможность проявить свои таланты, причем в полной мере. Как правило, студенты Литинститута оказываются интересными актерами, режиссерами, декораторами, сценографами и очень неожиданно проявляют себя.

Л.О. (лирическое отступление) На самом деле, большая часть студентов Литинститута - прямая реализация пословицы "талантливый человек талантлив во всем", это не только случайный довесок к основному дару, благодаря которому они в институт попали. Часть студентов имеют начальное творческое образование, кто-то закончил музыкальную школу, кто-то – художественную, кто-то поступал или поучился в театральном вузе или ходил в театральную студию.

Как это влияло на студентов, на их восприятие античной литературы, которая далека от нас не столько по форме и проблемам, сколько психологически?

Л.О. Положим, судьба Медеи, дочери колхидского царя, которую Ясон прихватил себе вместе с золотым руном, могла сложиться по-другому, будь у нее возможность воспользоваться советом популярных статей и в трудной ситуации поговорить с мамой, с подругой, в конце-концов позвонить по телефону доверия незнакомцу … стоило ли даже ради принца? … кто теперь знает, почему она ничего этого не сделала. Попробуй пойми античных красавиц.

Инна Гвоздева (кандидат исторических наук, читает курс лекций по истории древних цивилизаций). Здесь важно вот что: студенты одновременно с античной литературой слушают лекции по древней истории. И сразу, как только начинается работа в театре, меняется отношение к литературе и к истории. Они перестают быть пассивными слушателями этого сложного явления, становясь актерами или другими участниками этого действа. У них, вне зависимости от выбранной театральной специальности, происходит погружение внутрь произведения.

Татьяна Гвоздева. Безусловно, через театр студенты входят вглубь проблемы, потому что у них есть возможность пережить историю, а не просто прочитать. Такой опыт тоже приносит неожиданные продолжения. Вот например, у нас учились братья Алексеенко - они прекрасно поставили "Менехмы" Плавта, у них был один из интереснейших спектаклей. А после него они приняли участие в конкурсе буктрейлеров, где за три минуты нужно было рассказать о содержании книги. Ролик заканчивался тем, что человек покупает книжку, начинает читать и оказывается внутри этой книги. Они заняли третье место.

Читать дальше...