Алексей Варламов: «Литература — это кошка, которая гуляет сама по себе»

Варламов Алексей Николаевич
Ноя 2 2024
В информационно-аналитическом журнале «Университетская книга» опубликовано интервью с ректором Литературного института Алексеем Варламовым.
Университетская книга

Литературное творчество в последнее время, особенно с появлением площадок самиздата, расцвело пышным цветом. Но в большинстве своём современные авторы — люди, попавшие в литературу случайно. Тем не менее есть знаковые места, где писать учат. И это не только литературные резиденции или курсы писательского мастерства — форматы достаточно распространённые. В столице уже более 90 лет можно получить классическое высшее образование в области литературной деятельности, а возглавляет Литературный институт имени А.М. Горького известный писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX в., доктор филологических наук Алексей Варламов.

Мы пригласили Алексея Николаевича к разговору об актуальных трендах в области литературного образования.

— Алексей Николаевич, 10 лет назад Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Литературный институт имени А.М. Горького» было передано из ведения Минобрнауки России в ведомство Министерства культуры РФ. Тогда же Вы возглавили институт. Как развивались события в течение этого десятилетия? Какие произошли трансформации, что осталось неизменным?

— Как это ни странно или, наоборот, закономерно, но главное, что произошло в жизни Литературного института и в моей жизни за эти годы, — это реставрация исторической усадьбы на Тверском бульваре, которая шла параллельно с учебным процессом (что было очень непросто и для студентов, и для преподавателей) и наконец благодаря помощи Минкультуры России счастливо завершилась. И хотя известная пословица говорит о том, что церковь не в брёвнах, а в рёбрах, брёвна тоже важны. Особенно если они находятся в самом центре Москвы и связаны с замечательными именами русской словесности. Герцен, Аксаков, Гоголь, Самарин, Блок, Есенин, Гумилёв, Маяковский, Булгаков, Пастернак, Пришвин, Мандельштам — вот только несколько самых ярких имён писателей и поэтов, проживавших или бывавших в нашей легендарной усадьбе. Ещё об одном нашем «небожителе» скажу чуть позже, но в любом случае правда очень здорово, что студенты Литературного института имеют счастливую возможность провести пять лет именно здесь, в этом удивительном пространстве, и я уверен, что и всех наших преподавателей, всех сотрудников живая связь с историей окрыляет. Что касается соотношения постоянного и переменного, то для меня, конечно, было важным сохранить традиции института, а именно уважительное отношение к студентам и преподавателям, утверждение свободы творчества и внепартийного статуса литературы, признающего различные течения, стили, темы и идеи. Тот факт, что в Литинституте примерно в одно и то же время учились Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, с одной стороны, и Василий Белов и Николай Рубцов — с другой, представляется мне нерушимым принципом: принимать литературу такой, какая она есть, со всеми её оттенками, многообразием смыслов и подходов и при условии таланта, любви к родной стране, её истории, географии, родному языку, ведь по-другому настоящей литературы и не бывает. Трансформации же касаются более гибких и современных подходов к обучению, более тесной связи с другими видами искусства, прежде всего с театром и кино, а также расширения групп художественного перевода. Теперь помимо основных европейских языков мы набираем группы языков народов Российской Федерации, а также языки азиатские.

— Как известно, профессии «писатель» официально в России нет. Вы набираете абитуриентов на специальность «Литературный работник». Кого, по сути, учат в Литературном институте? Какими профильными компетенциями обладают выпускники вуза?

— В Литературном институте учат людей, для которых слово, работа с текстом, применение слова в самых разных сферах жизни и есть их инструмент, их хлеб. Не все наши выпускники находят себя в художественной литературе, но, поскольку потребность в специалистах, умеющих создавать самые разные тексты, очень велика, наши дипломы высоко котируются и их обладатели могут работать переводчиками, журналистами, редакторами, пресс-атташе, спичрайтерами, находить своё место и на государственной службе, и в медиа, и в бизнесе, и в издательских проектах, и в различных учреждениях культуры: библиотеках, музеях, театрах, выставочных центрах.


Далее читайте в интервью ответы на такие вопросы, как:

— Каким был проходной балл в 2024 г. и сколько студентов принято на бюджет? Какова общая численность обучающихся в вузе? Что наиболее востребованно? Какие появляются новые направления, отделения, программы, онлайн-курсы?

— Знаем Ваше весьма критичное отношение к ЕГЭ, особенно в гуманитарных направлениях. Кто приходит учиться сегодня? С какими целями и мотивацией?

— В вашем институте всегда был потрясающий преподавательский состав. Кто сегодня из известных писателей, критиков в команде вуза?

— Отечественную высшую школу ждут очередные изменения. Отказ от Болонской системы — это политический запрос или насущная необходимость, на Ваш взгляд?

— Расскажите, как реализуется научная деятельность в институте, каковы приоритетные направления исследований. Сколько аспирантов и докторантов в Литинституте? Каковы, на Ваш взгляд, наиболее интересные и перспективные темы диссертаций?

— Как формируется портфель вашего издательского отдела?

— Как оцениваете современный российский книжный рынок? Цифры и направления-драйверы условно понятны: самиздат, аудио, экосистемы. А что можете сказать относительно жанров? Какие темы, явления, события станут, на Ваш взгляд, предметом осмысления для современных писателей? Стоит ли ожидать появления новых ярких имён? Возможно, среди ваших выпускников?

— Уже не первый год в книжном сообществе обсуждается поддержка молодых авторов, «толстых» журналов, важность учреждения новых национальных премий… К сожалению, не всё и не всегда получается (пожалуй, за исключением деятельности Ассоциации писателей и издателей России (АСПИР) по писательским резиденциям). В чём причина, как думаете? Межведомственная разобщённость, бюджеты (точнее, их отсутствие) и на организацию мероприятий, и на комплектование фондов, развитие технологий (быстрее и эффективнее опубликоваться на self-pub площадках, чтобы стать заметными)? Что следует предпринять для системной и эффективной поддержки?

— Очевидно, что книга, литературное произведение, вообще текст — основа многих креативных индустрий: кино, театра, видеоигр. Как выстраивается взаимодействие Литературного института со смежными отраслями? Поделитесь успешными проектами.

— Сервисы искусственного интеллекта (ИИ) и нейросети достаточно активно внедряются в нашу жизнь, с ними экспериментируют представители многих креативных индустрий, в том числе авторы, издатели, сценаристы, дизайнеры. Сможет ли ИИ стать конкурентом современного автора, создавать литературные шедевры?

— На секции «Книжный интеллект в окружении искусственного» в Казани Вы подчеркнули: «Все помнят, каким был Google-переводчик несколько лет назад, и он на наших глазах действительно совершенствуется. Получается, что здесь ИИ в определённом смысле наступает нам на пятки. Изучение иностранных языков начнёт сокращаться, видоизменяться. Наверное, мы должны проявить сообразительность, чтобы эти изменения были во благо, а не во зло». Каким сегодня должен стать литературный переводчик, чтобы выдерживать конкуренцию с нейросетями?

— Эксперты подчёркивают, что современное образование ориентировано на левополушарную деятельность, но в сфере логики, алгоритмов и принятия решения мы уже проиграли битву роботам. Как выстроить «правополушарное» образование? Какие педагогические технологии, методики, форматы в нём должны применяться?

— Литературное образование и библиотечное, на наш взгляд, очень близки. Есть ли примеры сотрудничества с институтами культуры, библиотечными факультетами?

— И книжное, и библиотечное сообщества в последние годы попали под пресс законодательных инициатив, связанных с запретом на издание и распространение <...> Как соблюсти разумный баланс и сохранить культурную дипломатию?

— Вы известный писатель, исследователь, обладатель многочисленных литературных премий. Пользуясь случаем, поздравляем Вас с получением «Книги года — 2024» в номинации «Проза года». Поделитесь Вашими творческими ланами.

— Наш традиционный вопрос — о чтении. Если не рассматривать сферу Ваших исследований, работы, авторской деятельности, что перечитываете для души? Какие форматы предпочитаете?

— Какие современные книги (или авторов) рекомендуете для обязательного прочтения нашим читателям?

Перейти к полному тексту на сайте издания...