Авдотья Смирнова и Павел Басинский решились на дерзость
В это трудно поверить, но целый художественный фильм получился из одной главы книги Павла Басинского «Святой против Льва», уместившейся всего лишь на трех страницах.
Шел 1866 год. Перспективному писателю Льву Толстому 38 лет, он пять лет как женат, растит троих детей, пытается усовершенствовать помещичье хозяйство и пишет второй том «Войны и мира». И вот он решает вспомнить свое юридического образование и выступить адвокатом рядового Шабунина, которому грозит смертная казнь за то, что ударил ротного командира. И это не спойлер придуманной сценаристами интриги, а подлинный эпизод из жизни Льва Николаевича.
— Я начала читать «Святой против Льва» и вдруг как старый компьютер зависла на маленькой главке под названием «Спасти рядового Шабунина». Сутки ее перечитывала и все не могла понять. А потом позвонила Павлу Басинскому и предложила ему написать сценарий для фильма, — рассказывает историю создания фильма режиссер Авдотья Смирнова. — Павел удивился и стал меня отговаривать.
— Звонок стал для меня полной неожиданностью, — включился в разговор Павел Басинский. — Это история настолько странная и мелкая, что я сначала вообще хотел убрать ее из книги, потому что они никак не связана с основным сюжетом.
Но все-таки писатель признался, что предложение написать сценарий стало для него настоящим подарком. А вот конечный результат его по-настоящему удивил:
«Я до сих пор не могу понять, как так получилось, что в фильме ничего не придумано, но одновременно все придумано».
Все именно так и было, все персонажи реальны, уверяют создатели фильма. А вот зрителям показалась неправдоподобной речь персонажей — герои говорят как обычные современные люди.
— А с чего вы взяли, что в XIX веке говорили по-другому, — парирует Павел Басинский. — Это иллюзия, что тогда говорили исключительно «сударыня», «милостивый государь» и везде прибавляли «С». На самом деле их речь не сильно отличалась от нашей.
А еще писатель напоминает, что «Войну и мир» писал не седовласый, бородатый старец, а молодой тридцатилетний человек. Таким он и предстает в фильме.
Авдотья Смирнова рассказывает, что работать с Толстым было непросто, для этого нужны были решимость, дерзость и даже наглость.
— У нас был план сделать Толстого второстепенным героем, но, как и предупреждал нас Павел, ничего у нас не вышло.
Лев Николаевич толкался локтями и вылезал вперед,
— жалуется режиссер. — И тогда мы нашли выход: главным героем сделали Гришу Колокольцева и показали его бескорыстную любовь к своему кумиру Льву Толстому. А такая любовь часто кончается разочарованием.
Образ Толстого, по словам Авдотьи Смирновой, родился из речи, которую он произнес на суде в защиту рядового Шабунина.
— Мы с Анной Пармас долго не могли прописать разговоры персонажей, получалась одна «мертвечина», — рассказывает она. — И вот как-то вечером мы взмолились: «Ну, Лев Николаевич, что ты так упрямишься? Ты же знаешь, что про тебя все равно снимут фильм. И лучше, если это сделаем мы, потому что мы тебя любим и знаем». И вы не поверите, на следующий день мы сочинили речь Толстого на суде. И уже от этой речи размотали всего героя.
Павел Басинский добавил, что реальная речь Толстого сохранилась, но она была сугубо юридическая, длинная и скучная.
– Сам Толстой потом ее стыдился. Но он действительно мог сказать то, что сочинили Авдотья и Анна. Толстой именно так и мыслил, — пояснил он.
Создатели фильма всем рекомендуют его посмотреть, потому что на самом деле это не исторический фильм, а рассказ о нас, нашем времени.
– Не думайте, что в XIX веке люди жили по-другому. Проблемы у них были те же самые, — заключил Павел Басинский.