Детский игровой фольклор в ХХI веке. Считалочки
В ХХ веке детский фольклор развивался активно и плодотворно. В советское время дети имели возможность жить в своем мире во дворе, пионерских лагерях, детских садах и школах. Они вместе играли, распределяя роли считалками, жеребьевками, вместе боялись, рассказывая в темном месте страшные истории, дразнили друг друга, сочиняя и переделывая дразнилки, веселились, рассказывая анекдоты, распевая частушки, а в 90-е годы – черные стишки. Сегодня контроль взрослых за детьми усилился, дворовые детские компании стали редкостью (особенно в крупных городах), а в детских садах и школах дети находятся под присмотром взрослых, поэтому во многом от воспитателей, учителей, и, конечно, родителей, зависит передача детского фольклора его носителям.
К сожалению, забываются многие детские игры, а жаль, ведь каждая игра не только развлекала, но и учила. Например, игра «Вы поедете на бал?» хорошо развивает речь и внимание.
Рассказала Лукьянова Любовь Алексеевна, 1910–2001 гг. Проживала в Санкт-Петербурге, работала концертмейстером в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета (Михайловский театр):
"Большой популярностью среди детей Петербурга в начале ХХ века пользовалась игра, основанная на коротенькой считалочке, в которой объяснялась вся суть игры:
Барыне прислали туалет,
в туалете 100 рублей,
что хотите то берите,
да и нет не говорите,
черно-бела не берите.
Далее следовал первый обязательный вопрос «Вы поедете на бал?» Дальше все зависело от вашего внимания, и если на один из провокационных вопросов дадите запрещенный ответ, – вы проиграли. Например, если Вас спрашивают: «Это черный свитер?» – Ни в коем случае нельзя ответить «да» или «нет» или «черный», отвечать нужно уклончиво: «возможно», «может быть» и постоянно сохранять внимание".
(Записано по воспоминаниям Голбан Анастасией в Санкт-Петербурге, в апреле 2014 года.)
Известна и вот такая присказка к началу этой игры:
Что хотите, говорите,
С черным, белым не берите,
«Да» и «нет» не говорите.
Вы поедете на бал?
Игра была популярна и во второй половине ХХ века, а сейчас, как и многие детские игры, она почти забыта, хотя в интернете можно найти её правила.
Не только игры, но и некоторые жанры уходят из жизни современных дошкольников и школьников. Педагоги и родители передают игровой фольклор, считалки, но не видят пользы в сказках-страшилках, жестоких стишках и анекдотах, иногда действительно смешных:
Заходит Чебурашка в булочную и говорит:
– Дайте мне килограмм изюму.
– У нас изюм только в булочках.
– Тогда наковыряйте мне килограмм.
Наковыряли и говорят:
– Только у нас изюм с косточками.
– Тогда заковыривайте обратно. (Анекдот 80-90х- гг.)
А вот считалочки в ХХI веке можно услышать те же самые, которыми разделялись на команды или выбирали водящего еще бабушки и дедушки, мамы и папы современной детворы.
<...>
Конечно, здесь преведены далеко не все считалочки, которыми пользуются в игре современные дети, но и эти примеры демонстрируют, что данный жанр народного творчества по-прежнему организует детскую коллективную игру, при этом подвергается переработке и импровизации, а значит по-настоящему живёт в ХХI веке.
В круг текстов для детей испокон веков входили разные жанры материнского и детского фольклора. Сегодня круг этих жанров сильно сузился, особенно это касается собственно детского творчества, которое всегда помогало начать знакомство, игру, самостоятельно регулировать отношения в коллективе, избегать конфликтных ситуаций или решать их. Игровой фольклор способен создать особое детское пространтство в любом месте, где собирается хотя бы 2–3 ребенка и начинается игра. Неоценимо значение детского фольклора в развитии речи, памяти, воображения и творчесткого мышления. Надо постараться его сохранить для следующих поколений.
Дмитриевская Лидия Николаевна
Студенты Литературного института им. А.М. Горького, 1 курс, разные годы обучения:
Амчиславская Олеся, 2016 г.
Брун-Цеховая С.А., 2012 г.
Васильевой Ю.В., 2017 г.
Голбан Анастасия, 2014 г.
Грибков Анатолий, 2017 г.
Иовкова Анна, 2019 г.
Луконина Татьяна, 2012 г.
Оршатник Софьей, 2019 г.
Сизова Марина, 2017 г.
Хараз Мира, 2017 г.
Шахназарянц Наталья, 2012 г.
Шебеко Анна, 2018 г.