Дьячкова Екатерина Васильевна

Занимаемая должность 
Звание 
Общий стаж работы: 
31
Стаж работы по специальности: 
41 год – общий педагогический стаж. 21 год – стаж работы преподавателя в Литературном институте имени А.М. Горького.
Повышение квалификации (последнее): 
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения». Программа «Цифровые технологии в организации высшего образования: практические приемы и инструменты работы» в объёме 72 часов. 2022.
Какой вуз и когда окончил, специальность (и высшее образование, и аспирантура) 

Первое высшее образование – Коми ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт (1982) - специальность «педагогика и методика начального обучения».

Второе высшее образование – Литературный институт имени А.М. Горького (2001) – специальность «литературное творчество».

Аспирантура МГПИ им. В.И. Ленина (1992).

Квалификация по диплому (в том числе научная) 

Квалификация (по первому диплому): учитель начальных классов

Квалификация (по второму диплому):  литературный работник по специальности «литературное творчество».

Основная трудовая деятельность  

Первые три года – школьный учитель. Затем и до настоящего времени - преподаватель вуза.

Иные виды деятельности 

Член Союза писателей России.

В течение пяти лет (с 2017-18 по 2021-22 учебный год) являлась деканом заочного факультета Литературного института имени А.М. Горького.

Профессиональные интересы 

Литература, литературоведение. Область интересов: тема Русского Севера в отечественной литературе ХХ века; история русской детской литературы

Участие в исследовательских проектах 

Ученый секретарь международных научных конференций, посвященных творчеству Н.А. Заболоцкого (2003), творчеству Ю.П. Казакова (2007), творчеству С.А. Клычкова (2009).

Редактор-составитель сборников:

  1. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества: По материалам международных научно-литературных чтений, посвященных 100-летию Н.А. Заболоцкого (1903-2003) – М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2005, 342 с.(Совместно с С.В. Кочериной).
  2. Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы: По итогам международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Клычкова (1889 – 1937) - М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011.– 528 с.

      За последние шесть лет принимала активное участие в следующих конференциях, проведенных в Литинституте (на каждой выступила с докладом):

  1. Творчество Ю. Кузнецова – 2018.
  2. Творчество М. Горького – 2018.
  3. Творчество И. Тургенева – 2018.
  4. Творчество А. Платонова – 2019.
  5. Творчество И. Бунина – 2020.
  6. Литературное наследие Серебряного века – 2021.
  7. Наследие Серебряного века – 2022.
  8. Конференция, посвященная 100-летию СССР – 2022.
  9. Литературное наследие М. Пришвина – 2023.
  10. Образ ребенка и тема детства в мировой литературе – 2023.
Биография 

Дьячкова (девичья фамилия Круглова) Екатерина Васильевна родилась в 1961 году в городе Печора Коми АССР (ныне республика Коми) в семье служащих. Окончив Печорскую среднюю школу, поступила в педагогический институт в городе Сыктывкаре. После окончания института работала учителем в родном городе. Вышла замуж, родила дочь. Через три года была приглашена преподавателем в институт, который окончила. В 1987 году вместе с семьей переехала в Москву, где в 1992 году окончила аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина и в 1993 году защитила кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата педагогических наук. Работая преподавателем педагогического вуза, в 1996 году поступила на заочное отделение Литературного института имени А.М. Горького. Занималась в поэтическом семинаре В.Д. Цыбина. Окончила Литинститут в 2001 году. В этом же году в Москве вышел первый сборник стихотворений «На перекрестке параллелей» (до этого публиковалась в периодических изданиях). В декабре 2001 года была принята в Союз писателей России. С 2002 года – доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института имени А.М. Горького.

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания) 

Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук (2002).

Почетная грамота Литературного института им. А.М. Горького и юбилейная медаль «75 лет Литературному институту им. А.М. Горького» (2008).

Почетная грамота Управления культурной и молодежной политики по Центральному административному округу Департамента культуры города Москвы (2015).

Благодарность за вклад в развитие культуры города Москвы и многолетний добросовестный труд (2016).

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд (2017).

Библиография 
  1. Стимулирование познавательных интересов учащихся начальных классов через уроки внеклассного чтения. –  Усиление практической направленности в обучении младших школьников чтению. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1986, с.30-38.
  2. Внимание: книжки-игрушки! // Детская литература. – 1989. - №12. – С.67-73.
  3. Организация внеурочной работы с книжкой-игрушкой. 1 класс // Начальная школа. – 1991. - №5. – С.9-13.
  4. Индивидуальная работа по чтению с использованием книжек-игрушек. 1 класс. // Начальная школа. – 1992. - №2. – С.26-30.
  5. Народная форма стиха в произведении А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» // Начальная школа. – 1998. - №1. – С.12-14.
  6. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева // Начальная школа. – 1998. - №9. – С.92-94.
  7. Детская литература с основами литературоведения. Программа. – М.: МИПКРО, 1998.- 24 с.
  8. Методические рекомендации к изучению курса «Детская литература»: Вопросы и задания для самостоятельных и контрольных работ. Пособие для студентов. – М.: МИПКРО, 1998. – 19 с.
  9. О прозе Бориса Васильева // Милиция. – 2004. - №5. – С.27-29.
  10. Маяковский – детский поэт. –  Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7 – Москва - Иркутск, 2004, с.96-103.
  11. Ахматова и Модильяни: несколько штрихов к давно минувшим встречам. –  Анна Ахматова в контексте современной эпохи. Научно-практическая конференция: сборник материалов. – М., 2004, с.56-61.
  12. «Желаю знать величину Вселенной»: Художественный мир поэмы Заболоцкого «Безумный волк» -  Николай Заболоцкий. Проблемы творчества: По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н.А. Заболоцкого (1903-2003) – М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2005, с. 158– 166.
  13. Дети и детство в лирике Анненского – Иннокентий Федорович Анненский. Материалы и исследования.1855 – 1909. – М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2009, с.128 – 139.
  14. «Певуч как снег и дол…»: Вступительная статья о ранней прозе А.П. Чапыгина. – Алексей Чапыгин. Белый скит: Рассказы, лирические отрывки, повесть (Серия «Ломоносовская библиотека») – М., 2009, с.7 – 24.
  15. Два Пушкина Бориса Шергина: Статья – слово о Борисе Шергине // Лампа и дымоход. – 2011. - №1. – С.7 – 12.
  16. «Была душа моя светла…» (Сергей Клычков и Николай Рубцов) – Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы. 1889 – 1937. (Редактор-составитель Е.В. Дьячкова) - М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011. – 528 с., ил.  (Моя статья на с.298 – 308 – Е.Д.)
  17. «Не пою, а рыдаю»: Исследователи разных стран о «чертухинском балакире» Сергее Клычкове (Рецензия на книгу «Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы. 1889 – 1937. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011) // НГ – EX LIBRIS – 10.11.2011 (Под псевдонимом Екатерина Круглова).
  18. Новое слово о Сергее Клычкове (Рецензия на книгу «Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы. 1889 – 1937. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011) // Литература в школе. 2012. - №9. – С. 43. (Под псевдонимом Екатерина Круглова).
  19. Образы народных подвижников в «северной прозе» ХХ века // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2013. № 4. – 139 с. С. 55 – 65.
  20. Образы подвижников в сказах Бориса Шергина // Борис Шергин и Евгений Коковин: рожденные у Белого моря: сборник материалов IV Межрегиональных Шергинских чтений / Муницип. учреждение культуры муницип. образования «Город Архангельск» «Централиз. библ. система»; Сост. Л. Ф. Беляева – Архангельск, 2013. – 154 с. С. 12 – 26.
  21. Несколько замечаний к проблеме Маяковский – детям» // Творчество В. В. Маяковского. Выпуск 2: Проблемы текстологии и биографии. – М.: ИМЛИ РАН, 2014. – 608 с. С. 319 – 328.
  22. Образ детства в рассказах Андрея Платонова. – Страна филологов: Проблемы текстологии и истории литературы. – М.: ИМЛИ РАН, 2014. – 560 с. С. 282 – 288.
  23. Дьячкова Е.В. Русский Север и Данте: Об одном эпизоде путевых очерков М.М. Пришвина // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2015. № 4. С. 36 – 45.
  24. Эволюция образа Севера у Маяковского. // Творчество В. В. Маяковского. Выпуск 3: Текст и биография. Слово и изображение. – М.: ИМЛИ РАН, 2015. – 600 с. С. 37 – 49.
  25. Размышления по поводу статьи Андрея Платонова «Два рассказа» // «СТРАНАФИЛОСОФОВ» АНДРЕЯПЛАТОНОВА: проблемы творчества. Вып. 8. Андрей Платонов и его современники. Исследования и материалы / отв. ред. Н. В. Корниенко; сост. М. В. Богомолова, Е. А. Роженцева. – М.: ИМЛИ РАН, 2017. – 656 с. С. 298 – 303.
  26. Дьячкова Е.В. Война и дети (по произведениям А. Платонова, В. Катаева, В. Богомолова) // Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: литература и история. – М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 264 – 273.
  27. Дьячкова Е.В. Образ севера в книге Г. Иванова «Лампада» // Георгий Владимирович Иванов: Новые исследования и материалы: 1894 – 1958: Коллективная монография / Сост. Р.Р. Кожухаров (отв. редактор), И.И. Болычев, С.Р. Федякин, - М.: Литературный институт имени А.М. Горького, 2021. С. 86 – 95.

Читаемые курсы

Участие в конференциях и круглых столах

Фотографии

Видеозаписи