Илья Дейкун о «Поэтическом противостоянии»

Текст 
Дек 16 2019
Илья Дейкун о поэтическом противостоянии групп «СШиБуСь» и «За Стеной».

16 сентября 2019 в актовом зале Литинститута прошло состязание поэтов. С одной стороны – группа «За Стеной» (Михаил Бордуновский, Владимир Кошелев, Юлий Хороших, Василий Савельев), с другой – «СШиБуСь» (Александр Сараев, Роман Шишков, Николай Синехог, Григорий Батрынча).

В декабрьском выпуске лиterraтуры вышла статья Ильи Дейкуна «Суверен против тишины: к военной истории поэтик. Casestudy», посвященная этому поэтическому противостоянию.

<...>

Взрыв тишины. Illusio принимает форму номенклатурного пространства

На первый взгляд, расположение сил перед 16 сентября представляет собой довольно знакомую картину: с одной стороны, поэты, представляющие «Зурнологию», авторы, в основном придерживающиеся силлабо-тонического способа сложения поэзии. Образующим фактором этой разнородной группы -  у этой группы нет лидера, и оратор Синехог, доблестно полемизирующий от имени поэтического сообщества, был лишь самым ангажированным в сетевую полемику, среди равных - является силлабо-тоническая поэзия и общность суб-институции, семинар Сергея Сергеевича Арутюнова, под эгидой которого появились их поэтические манифестации. С другой стороны, объединенная не столь поэтикой эксперимента, сколь самиздатовским журналом, группа «За стеной». Типографическая артиллерия была ожидаемо приведет в лучшую из готовностей с помощью проектора, служившего видимым доказательством материальности производства манифестаций «За стеной»: страницы из журнала или слайды, сделанные под дизайн страниц журнала, проецировались на экран в аудитории. Помимо поддержки ассоциированных зрителей и собственного члена жюри, поэты «За стеной» были подготовлены к публичной театрализованной рецитации, и, вообще, видимо к публичности, то есть к реалиям литературного поля. Третейскую роль брало на себя академическое сообщество в лице блестящих преподавателей, несколько тоже ангажированых в культурное поле, Аниты Борисовны Можаевой, Игоря Ивановича Болычева (который также выступал с позиций поэта) и Галины Юрьевны Завгородней. В последствие несколько пассивное, жюри ограничилось лишь выставлением оценок.

Таким образом ландшафт сражения раскладывался так, что линией фронта традиционно стал вопрос о форме: спор между архаистами и новаторами, который, однако, казался также заведомо ложным: группа «Сшибись» представляла силлабо-тоническое стихосложение, поэты «За стеной» - верлибрическое. Было очевидно, что верлибр дает возможность достичь тематической актуальности, используя широкий лексический спектр, хотя бы за счет свободной формы и аффилиации к «вненаходимым» и вновь набирающим актуальность практиками советского андеграунда, тогда как поэты «Зурнологии» оказались фатально отягощены инерцией метра и едва ли могли сделать скачок в актуальную стихию нео-модерна, где силлаботоника существует вольготно, а парадигма верлибра кажется неэффективной. Иллюзию уверенности поэтов «Зурнологии», опрометчиво поддавшихся соблазну конфликтной славы, можно было бы приписать, тому, что, немного переиначивая Гадамера, называется «теоретическим авангардизмом поэтики при ее практическом консерватизме» (15).

Вскоре после выступления Александра Сараева, которое, к сожалению, не собрало больше, чем один голос из четырех, произошел выход генерала, очевидно архаический, и анти-тактический с позиций победы группы, и очень выигрышный, если ставкой была личная победа. А-иерархичность и конфликтность литературного поля. После неожиданно неравной дуэли, стало очевидно, что настоящий конфликт должен разыгрываться где-то в другом месте. И традиционная диспозиция - лишь муляж настоящей ставки поэтов-агрессоров.

Михаил Бордуновский, с выигрышной пластической и вокальной оркестровкой начал со стихотворения, начинающегося со строк «случайный попутчик уснул на моих коленях», и далее «конь сложился под всадником» - это было начало настоящей битвы. Монотонная, но не без внутренней драматичности декламация, держала слушателя в состоянии напряжения. Одного взгляда на образный ряд «колесница», «шатры… вспухли повсюду, как взрывы», «свет блуждал самолетом по краю погасшего континента», чтобы увидеть в этой поэтике войны, эллиптическую динамику футуризма, и страсть к мифологизации. Война и миф - вот два поэтических кода, которые затем, словно пушечные залпы с линкора «За стеной», через тактическое интермеццо легкого силлабо-тонического стихотворения «Закурить у мака сигаретку», организуют внутреннее напряжение стихотворения «Мир такой: как подсолнух…» и затем достигает крайней степени накала в «Харазарах», где апофеоз войны и мифотворчества - «сын царя входит в реку и видит: арабы пересекли Дарьял», «время палка, но для тех, кто его наследует, как змея» - как бы знаменует поэтику суверена, действующего в условиях чрезвычайного положения, которое он же сам утверждает. Впрочем, демонстрация суверенитета не говорит ни о чем другом, кроме неимеющей негативных коннотаций здесь, в Illusio символической игры, коль скоро и Томмазо Маринетти вместе с Эрнстом Юнгером не являются военными преступниками, воли к власти. Там, где находится генеральская ставка, пролегают ценные трафики символического обмена.

Со второго акта военных действий, когда вокальная инерция раппортового прочтения была повторена в декламации и преломлена в своеобразной поэтике Кошелева с тем же результатом 3:1 и, с голосом зала, 4:1 против Романа Шишкова, стало понятно, что силлабо-тонический лагерь руинирован. На его руинах разыгрывается соперничество сильнейших агентов: Юлия Хороших, Василия Савельева и, пожалуй, единственного, кто добрался до «практического авангардизма» нео-модерна из лагеря «Зурнологии», Григория Батрынчи.

Если, наследующая сюрреализму и мета-метафорической поэзии, лексическая гетерогенность произведений Юлия Хороших оказалась непроницаема и для академического жюри, и для зала, она не была манифестирована в пустую. Другой край, на этот раз, сугубо экспериментальный, испытывающий границы синтагматических сочленений: «…пожары тихо - летят в него», метафорики, как в иконокластической каденции: «лошадь обездвижена вкопанностью метафоры» в стихотворении «Сюита потрепанного хвоста»; срыв в семантику скорее политического, чем поэтического манифеста:, в тексте очень интенсивного поиска «***Алиса», Хороших прозревает «дворцы культуры имени Пригова», и автореференция: «Алиса играет сюиту потрепанного хвоста» завершает внутреннюю канонизацию, столь свойственную манифестам, только выигрывающим от эпатажа и непонимания публики. Такие творческие стратегии должны быть более умозрительными. И действительно, абстрактным ab extremum лексического ряда Юлия Хороших, становится собственно семантическая ясность термина: «Сестра выключает лампу, скорости больше нет», где скорость - почти физический термин, и далее из стихотворения «Кошка каждый день открывает…»: «в этом доме мы не допускали никакой иронии», «только разговоры по делу и в односложных конструкциях». «скорость», «ирония», «односложные конструкции» - слова с высокой степенью семантической абстрактности. Ввод столь непрозрачных слов в столь запутанную словесную ткань говорит об интенсивности концептуального поиска.

Позиционирование лирической речи, другого сильного агента «За стеной», Василия Савельева сослужила негативом триумфального выступления Бордуновского. Так очертились и высветили друг друга два модуса манифестарного действия: если для Савельева это была апробация поэтического поиска, то для Бордуновского манифестация рассматривалась скорее как демонстрация силы: чрезвычайно ораторское выступление Бордуновского, и, напротив, лишенное пластической и интонационной оркестровки декламация Савельева, тактический выпад и чистая апелляция к эстетическому суждению. Но и предоставление манифестации жюри была тактически проигрышной, потому что при конкурсном противопоставлении соседствовала с неожиданным прорывом в новую искренность и сильным имиджем Григория Батрынчи. Чисто тактическая ошибка в купе с некоторым консерватизмом жюри, который особенно проявлялся при оценке стихотворений Юлия Хороших, разыграл кон так, что дуэль Савельева-Батрынчи окончилась со счетом 4:1 не в его пользу.

Читать полностью...