Как надо писать для детей. Мастер-класс Александра Торопцева на 39-м семинаре для детских писателей и одарённых детей Подмосковья

Торопцев Александр Петрович
Текст 
Ноя 1 2021
Участники семинара

Главным событием 39-го областного семинара для одарённых детей Подмосковья и детских писателей, организованного Московской областной организацией Союза писателей России 23 октября 2021 в городе Раменском, стал мастер-класс доцента и руководителя семинара детской литературы Литературного института имени А.М. Горького, писателя, историка и философа, председателя секции детских и юношеских писателей Московской городской организации Союза писателей России Александра Петровича Торопцева.

Подробная информация о состоявшемся 30-м семинаре приведена в конце статьи, а сейчас к прочтению предлагаются тезисы выступления Александра Торопцева перед литераторами, пишущими для детей. Данные тезисы включают в себя и ответы мастера на вопросы, прозвучавшие из зала, а также заданные соведущим семинара – заместителем председателя Московской областной организацией Союза писателей России, Заслуженным работником культуры Российской Федерации, поэтом Игорем Евгеньевичем Витюком.


Тридцать тезисов Александра Торопцева «Как надо писать для детей»

1. Я знаю, что я всё знаю

Я знаю, что я все знаю. В нашем случае, я знаю, что я знаю ребёнка. На мой взгляд, эта сверх вредная идея поразила многих плодовитых детских прозаиков и поэтов. Все пишущие якобы знают ребёнка, которого, на самом деле, могут познать и постичь только гении детской души, таковых среди взрослого человечества очень мало. 

2. Мода губит

О, это мы все знаем очень хорошо! «Ты прочитал пятую книгу о Гарри Поттере? Нет?! – Какой же ты отсталый, с тобой и поговорить-то не о чем. А Пратчетта ты читал? А я прочитала уже 30 его книг!» Слышали такое? – Слышали-слышали. Мода губит и писателей, которых издатели ставят на поток, и читателей, которые глотая десятки однотипных книг любимых ими авторов, стоят на месте, в то время, когда они должны продвигаться вперёд не просто с большой скоростью, но – ускоряясь.

3. «И я так могу!» – ещё одна губительная пилюля

Действительно, этот часто внутренний, не показной позыв вынуждает писателя подражать, а то и клонировать известных мастеров.

4. Бабушкина литература

«Я прожила большую жизнь и написала для вас, мои внуки, книгу. Садитесь и слушайте, а потом скажите мне, понравилось вам или нет». Ах, если бы все пишущие бабушки и дедушки обладали бы талантами детского писателя! По опыту знаю, что таковых единицы из тысяч. Но внуки хвалят бабушек. А куда им деваться?

5. Школа

Одна из самых сложнейших объёмных и многослойных тем для литературного осмысления. Есть ли в этой теме запретные сюжеты? Можно ли разрабатывать чисто детские проблемы без использования в качестве героев самих школьников? Что нужно иметь за душой, описывая, скажем, разные отношения взрослых и детей, детей и взрослых, взрослых и взрослых, например, в физматшколе да так, чтобы это художественное произведение было интересно ученикам других школ?

6. Дружба

Здесь вроде бы все ясно: о дружбе надо писать, это и полезно, и приятно. Но совсем недавно мы в очередной раз работали над этой темой, и все студенты в своих рассказах исходили из того, что «друг познаётся в беде». А я говорю – в счастье. Кто же прав?

7. Улица и современные дети

Улица и дворы ещё остались. Но в наше время появилось много детей «тепличных», домашних, родителями обихоженных и запрограммированных на всю жизнь. Кто же из детей более счастлив: дети улиц и дворов, вынужденные делать свою жизнь сами, или домашние дети? И нужно ли об этом писать? И, главное, как писать?

8. Малая родина

Я часто повторяю: «Больших писателей рожает Малая родина, а крупных учёных – большие города».

9. Патриотизм

Какие сложности есть в патриотической литературе?

10. Война

Всё ли сказано людям невзрослого возраста о войнах вообще, о человеке войны, о Великой Отечественной войне? И как её писать? Обнажать всю правду войны или всё-таки щадить юного читателя?

11. Воспитывать юного читателя или развлекать

В наше время, когда школа официально перестала заниматься воспитанием детей, писателям нужно помнить и об этой составляющей литературы о детях. Впрочем, так было всегда. На мой взгляд, учитель и воспитатель – понятия синонимичные. Но книга остаётся самым лучшим воспитателем.

12. Неточная лексика

В наши дни в обиход ворвались броские, быстро ставшие модными слова, причём, не обязательно взятые из техники. Нужно ли и можно ли их использовать в произведениях, чтобы понравиться нашему главному читателю?

13. Мир животных и мир растений

Практически, все авторы литературы о животных вот уже несколько веков используют один и тот же метод: облачают человекоподобных существ в «одёжки» разных животных и играют с ними в разные приключения. Но юный читатель после таких сочинений ничего не узнает о животном мире, кроме того, что, например, у ёжика есть на шкуре иголки. А ведь в каждом животном, в каждом кустике, в каждой пылинке есть душа: об этом писали древнеиндийские мыслители ещё 2,5 тысячи лет тому назад.

14. Где искать сказку? (Сказка за окном)

Бесконечное придумывание нереальных сказочных героев и таких же историй с ними – правильно ли это? Нужно ли приближать сказку к реалиям жизни? А сказку нужно искать в реальном мире, где сказочного и фантастического гораздо больше, чем в надуманных сюжетах.

15. Произведения из истории России и Малой родины

Что предпочтительнее, что полезнее, что интереснее: работать по методу Дюма, либо по методу А.К. Толстого («Князь Серебряный»), либо по методу современных авторов, которые придумывают «золотые приключения» своим героям на слабом-слабом фоне исторических событий?

Коротко о методе Дюма. Герои иной раз взяты из истории, иной раз придуманы автором. Приключения часто ничего общего с историей не имеющие (например, история с подвесками). Исторический фон очень-очень размыт. Прочитав все романа и отца, и сына, человек ничего не узнает о многих нитях «каната жизни», не узнает о жизни людей, от бедноты до богачей и власть имущих.

Толстой А.К. даже в исторической прозе остаётся поэтом с сильным образно-интуитивным (то есть русским) мышлением. Некоторые исследователи ругают его за то, что он отходит от исторических фактов. Романист имеет на это право. Но только в том случае, если он очень точно понимает логику исторического процесса, а значит, и логику своих героев. Именно поэтому я называю такие труды историологическими. («Война и мир», «Тихий Дон», многие произведения Уильяма Фолкнера о придуманной им Йокнапатофе…)

Можно ли написать историологическое произведение используя в точности биографии героев и исторические события?

«Золотые приключения». Почти все современные авторы, например, книг о Гражданской войне, придумывают для своих героев разные истории о поисках сокровищ и золота, якобы, сокрытых «белыми», да и «красными», и даже «бесцветными» в те жуткие годы. Несчастные герои мыкаются по стране, автор «вспоминает» события, связанные с Гражданской войной, но читатель по вполне понятным причинам, практически, не обращает внимание на эту, самую страшную для любого народа и государства, беду – Гражданскую войну. Тоже самое происходит и с Великой Отечественной войной.

Какую же пользу приносит эта литература?

16. Научно-популярная литература

До сих пор труды Перельмана Я.И. считаются образцовыми в этом жанре, который я разбил по возрастной градации и интеллекту читателей на семь ступенек. Подробно об этом – в книге «Научно-популярно о научно-популярной литературе». (Можно прочитать только оглавление книги, чтобы понять, о чём в ней говорится).

Талант + плюс знания + труд. Вроде бы всё ясно с этой проблемой, которая в наши дни становится всё более актуальной.

17. Фантастика (мировые шедевры и современные произведения)

Современная фантастика также уступает шедеврам прошлых веков. Чего же не хватает современным авторам? Как же исправить это положение?

18. Выбор жизненного пути

Для подростков эта тема – важнейшая. Можно ли в ней ограничиться только научно-популярной литературой? А если нет, то что же нужно автору для написания интересных художественных произведений, которые возбуждали бы у юного читателя интерес к той или иной профессии? Или об этом вообще не надо думать, исходя из принципов: люди, хоть и подростки, сами сообразят, куда им идти, или родители им помогут.

19. Ненормативная лексика в художественном произведении для детей

Здесь всё просто: нельзя и точка! Но подобная позиция – тоже ведь диктат. А люди не взрослых возрастов очень не любят и диктанты, и диктаты.

Но вот в чём вопрос: существуют ли в наши дни, да вообще в истории мировой литературы произведения, которые и в этом вопросе играли бы конструктивную роль? Говорить-то с педагогическим пафосом все горазды, а написать, например, рассказ, который раз и навсегда отпугнул бы детей от мата?

20. Возраст читателя и структура художественного произведения

Эта работа тоже выложена на «Сайте Александра Торопцева».

21. Женский портрет в произведениях классиков литературы (поговорить об этом не успели)

Почему я ограничился только женским портретом, ведь мужские портреты тоже нужны, важны и интересны в литературном произведении?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала неплохо бы вспомнить, как писали женские и мужские портреты великие мастера слова, и, что не менее важно, надо обязательно полистать альбомы великих живописцев XIV-XX вв., которые … нет я не стану высказывать своё мнение о принципиальной (на мой взгляд, конечно же) разнице, которая бросается в глаза.

Конечно же, в портретах девочек, барышень и девушек эта разница тоже есть. И должна быть!

В чём же эта разница?

22. Литература о спорте

Так уж нужны литературные произведения о спортсменах-неудачниках? Или нужно и можно ограничиться только произведениями о победителях? Чем же интересны так называемые неудачники для писательского исследования?

23. Молодые и старые

Эта тема особенно обостряется всякий раз, когда в том или ином государстве наступает всегда и для всех болезненный переход от одного социально-политического устройства к другому, от одного социально-психологического состояния к другому. Такое время в нашей стране началось в 1980-е годы. Не в первый раз, надо подчеркнуть.

«Всё старое на свалку истории», «Старые ничего не понимают в новой жизни», «Другая жизнь, другие приоритеты», «Молодым везде у нас дорога, а старикам что?»

Сложнейшая и множественная тема.

Разрабатывая её в своих произведениях, опасно и даже грешно становиться на какую-либо сторону, то есть задавать своей строке, своим мыслям возрастной вектор мышления.

У нас задача литературная, тонкая, даже деликатная. Как написать взаимоотношения между молодыми и старыми, чтобы и тем, и другим была великая польза?

24. Пейзажная лирика в произведения о детях детям и взрослым

Без пейзажной лирики русскому писателю один путь в никуда.

25. Начало художественного произведения и растущее от строки к строке напряжение строки

26. Темы, которые лучше осмыслять в процессе обсуждения того или иного произведения автора.

Пространство, Время и времена, интонация, рассказчик (!), многоплановость литературного произведения с ребёнком в главной роли, другие художественные средства…

27. Три типа мышления

В любом человеке, обществе, государстве сосуществуют, взаимно влияя друг на друга, три типа мышления: прагматический, системный и образно-интуитивный. При этом, как правило, один из типов мышления превалирует, а то и доминирует. В Японии превалирует системное мышление, В Поднебесной – образно-интуитивное. На Индостане – системное. В арабском мире – образно-интуитивное. В США доминирует прагматическое мышление. В России доминирует за явным преимуществом образно-интуитивное мышление. Это не значит, что американцы лучше или хуже японцев, или россиян. Это – качество. Причём, субстанциональное, а не акцидентное. Таких качеств у любого народа несколько. Тип мышления является одним из важнейших субстанциональных качеств. Измени это качество, и изменится народ. Можно не забрасывать территорию государства разными бомбами. Нужно изменить тип мышление народа.

Русским писателям необходимо мыслить образами, будить в себе интуитивные взрывы.

28. Почему в XX-XXI веках модными стали такие жанры, как криминал-роман, хорроры, а также бесконечные циклы книг, сериалы? Полезна ли эта мода? Почему эта мода устраивает многих, в том числе и власть имущих?

29. Коротко о государственном иммунитете и влиянии на него того или иного литературного произведения

Осмысление практически всех тем и все проблем литературного творчества и даже конкретного произведения можно завершить упрямым вопросом: «Повышает или укрепляет это произведение государственный иммунитет, то есть способность государства противостоять внешним раздражителям и внутренним болезням?»

Отрицательный ответ на этот вопрос в государствах с властным правлением ставит крест на том или ином произведении, которое, между тем, часто используется недругами в корыстных целях. Примером в XX веке было много, и в XXI веке они уже есть.

30. Литература о детях с ограниченными возможностями

Здесь важно помнить о «Слепом музыканте», о главном герои которого люди тотально незрячие говорят, что, мол, он вовсе и не слепой, а зрячий. Но люди зрячие говорят, что он – слепой.

Как же и, главное, для кого писать инвалидов?


После завершения теоретической части занятия Александр Торопцев и Игорь Витюк проанализировали стихи и короткие рассказы, которые представили: Дмитрий Умеров (г. Видное), Тамара Бушуева (г. Раменское), Алла Трубецкая (г. Щёлково), Алексей Сазонов (г. Жуковский), Зинаида Понасенкова, Андрей Жданов и Юлия Мусатова (все – г. Белоозёрский Воскресенского городского округа), Наталья Шишкина и Елена Разуваева (обе – г. Бронницы).

Литературным семинаром для детей в возрасте от 8 до 14 лет руководили: члены Союза писателей России, поэты: руководитель ЛИТО «Крылья» (г. Жуковский), член правления Московской областной писательской организации Татьяна Максименко, руководитель детско-юношеского ЛИТО «Роднички» (г. Ступино) Галина Леонова, руководитель ЛИТО «Раменские зори» Владимир Шапцев и руководитель  ЛИТО «Литера» (г. Бронницы) Елена Патрушева.

С молодыми поэтами и прозаикам в возрасте от 15 до 22 лет занимались: секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Московской области, поэт Владимир Леонов (г. Ступино), руководитель ЛИТО «Угреша» (г. Дзержинский), поэт и детский прозаик Елена Егорова, руководитель ЛИТО «Радуга» (г. Воскресенск), прозаик  Виктор Лысенков, поэт Ирина Овчаренко (г. Жуковский).

После обеденного перерыва для детей была организована экскурсия в Раменский историко-краеведческий музей, а взрослые писатели продолжали работать до позднего вечера.

39-й областной семинар для одарённых детей Подмосковья и детских писателей проходил во Дворце культуры им. В.В. Воровского города Раменское. Участники семинара представляли города: Ступино, Видное, Раменское, Жуковский, Бронницы, Шатура, Воскресенск, Дубна, Пушкино, Щёлково, Москва.

Организаторы семинара: Московская областная организация Союза писателей России, Московская губернская универсальная библиотека, отдел культуры и туризма городского поселения Раменское,  Межпоселенческая библиотека городского поселения Раменское, ЛИТО «Раменские Зори», Межпоселенческая библиотека Ленинского городского округа (г. Видное) Московской области, ЛИТО им. Ф.С. Шкулёва (г. Видное).

Семинар проходил при поддержке Министерства культуры Московской области, Администрации Раменского городского округа, Литературного института имени А.М. Горького, Раменского историко-краеведческого музея, Раменского телевидения, Раменского информационного агентства и местной газеты «Родник».

Общим руководителем 39-го областного семинара для одарённых детей Подмосковья и детских писателей был Игорь Витюк, ему помогал секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России Владимир Зайцев. Многие организаторы и участники семинара были отмечены грамотами и благодарственными письмами Московской областной организации СП России (награды вручал Игорь Витюк), Московской Губернской библиотеки (ведущий специалист библиотеки по работе с ЛИТО Татьяна Ермакова) и администрации Раменского городского округа (заместитель председателя комитета по культуре и туризму Раменского городского округа Нина Гуськова).

Московские областные литературные семинары для одарённых детей Подмосковья проводятся один-два раза в год, начиная с 2002 года. Инициаторами их проведения выступили ЛИТО им. Ф.Шкулёва Ленинского городского округа (руководитель ЛИТО – секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, литературовед и критик Алексей Зименков) и Центральная библиотечная система Ленинского городского округа (директор – Татьяна Лукашёва). Инициативу поддержали Московская областная организация Союза писателей России (председатель – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, поэт Лев Котюков) и Управление по делам молодёжи, культуре и спорту Ленинского городского округа (начальник – заслуженный работник культуры РФ Моисей Шамаилов).

До 2012 года семинары проходили в Детской библиотеке им. К.И. Чуковского в Переделкине, затем география расширилась: Музей-заповедник Горки Ленинские, города Видное, Ступино, Раменское. В разные годы семинарами руководили: председатель правления Московской областной писательской организации Заслуженный работник культуры Российской Федерации Лев Котюков, председатель Московской городской писательской организации Заслуженный работник культуры Российской Федерации Владимир Бояринов, главный редактор газеты «Московский литератор» Заслуженный работник культуры Российской Федерации Иван Голубничий, директор Московской областной детской библиотеки Заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Кубышкина.

За все годы в семинарах участвовало более полутора тысяч детей и юношей от 6 до 18 лет. Некоторые из первых участников уже окончили филологические вузы (в т.ч. Литинститут им. А.М. Горького) и профессионально занимаются литературной работой.

Следующий, юбилейный – 40-й семинар планируется провести в 2022 году в Ступино.