Киноклуб «Вслед за словом»: Образ Короля Артура в кинематографе

Дек 5 2022
Кадр из фильма

25 ноября 2022 традиционное заседание Киноклуба «Вслед за словом» под руководством Елены Алимовны Кешоковой и Михаила Николаевича Попова прошло под знаком всеми любимой Артурианы за обсуждением двух кинофильмов, по-разному раскрывающих её контекст ꟷ это «Эскалибур» Джона Бурмена (1981) и «Меч короля Артура» Гая Ричи (2017).

В мировой культуре есть образы, легко узнаваемые каждым, но истолковываемые неоднозначно. Это образы, неразрывно связанные с национальной культурой, но вместе с этим выходящие за ее пределы. Одним из них стал образ Короля Артура. Томас Мэлори, создавая легендарный цикл «Смерть Артура», следовал средневековым традициям литературного творчества, формируя личности персонажей, вдохновляясь кельтской мифологией и французскими рыцарскими романами. Сам Мэлори принадлежал к рыцарскому сословию и поэтому точно отразил в романе и подробности быта, и характерные нравы, и духовную составляющую английского рыцарства своего времени. Мифологическое начало в романе находит своё продолжение в силах природы и образах сказочных существ, зачастую имеющих сюжетообразующую функцию. Ярким контрастом по отношению к литературному первоисточнику выступает современный кинематограф, воплощая знакомые образы по-новому, открывая дополнительные грани и адаптируя их для современного зрителя.

Слайд

Фильм Гая Ричи с его динамикой, резкой сменой кадров и нестандартной трактовкой раскрылся участникам киноклуба сложносоставной системой образов, указывающих и на мифологические, и на религиозные аспекты двойного дна, заключённые в цветовой символике, в антураже предметов, животных, а также вербальных и невербальных признаках, демонстрирующих внутреннюю силу Артура, борьбу с недостатками, рост над собой, выживаемость, хладнокровие и огромное количество вопросов и задач, которые он ставит перед собой.

Слайд

Студенты II курса Наталия Костина, Маргарита Мамич и Андрей Мусин рассказали о глубокой символике в киноработе, о неоднозначных и многогранных образах Артура и меча, а также об общем впечатлении от фильма. Стоит отметить, что, по сравнению с литературным образом, кинообраз главного героя трансформируется в пределах фильма: Артур проходит путь от преступника и аполитичного человека до идеального короля, тогда как в литературе Артур предстает идеальным королем априори. Эта особенность обуславливается помещением персонажа в кинореальность, где герой обязательно должен измениться.

Чтобы с разных сторон рассмотреть опыт экранизации легенд Артуровского цикла, студентка II курса Анастасия Янцевич подготовила анализ кинофильма британского режиссера Джона Бурмена “Экскалибур” 1981 года. Данная кинолента, признанная наиболее точной экранизацией Артурианы, была удостоена Оскара за операторскую работу, а также получила отдельный приз в номинации «Лучшие костюмы».

Слайд

Неотъемлемая часть атмосферы “Экскалибура” ꟷ это насыщенная и даже нарочитая театральность, которая помогает воплотить подлинный дух рыцарского романа через благородную одухотворённость, утопичную наивность, а также истинно британскую ироничность. Предельная искренность и эмоциональность героев показаны режиссёром в качестве отсылки к куртуазному этикету и придворной наигранности. Джон Бурмен пытается донести до зрителя, что волшебство и фантазия требуют недосказанности, по этой причине он делает ставку не на детальную реалистичность и историческое соответствие, а на создание новой трактовки мифа в образе красивой, пусть и утопичной, мечты.

Слайд

Студенты хотят от всей души поблагодарить Елену Алимовну Кешокову и Михаила Николаевича Попова за возможность в очередной раз погрузиться в любимую Эпоху Средневековья ꟷ время рыцарей и прекрасных дам, зачарованных мечей и волшебников, которых порой так не хватает в современной жизни.

Статью подготовили студентки II курса
Анастасия Янцевич и Маргарита Мамич

Слайд