Людмила Карпушкина и Ольга Саленко о вечере «Диктатура лирики»: Белла Ахмадулина

10 апреля, день рождения Беллы Ахмадулиной, студенты, выпускники и преподаватели кафедры русской классической литературы и славистики отметили проведением музыкально-поэтического вечера «Диктатура лирики». После окончания поэтического праздника мы задали несколько вопросов его вдохновительнице Людмиле Александровне Карпушкиной.
– Людмила Александровна, расскажите, как шла подготовка к вечеру, посвященному Белле Ахмадулиной?
– Идея собрать программу вечера Беллы Ахмадулиной созревала постепенно. Иногда инициирует такую идею дружеский спор о значимости какого-либо поэта… О вкусах вроде бы не спорят, но высказывают свое мнение. И несколько раз в таких беседах я обнаруживала или равнодушие к поэзии Ахмадулиной, или явную, для меня досадную, недооценку ее творчества. Начинаешь цитировать – соглашаются, что это замечательно, интересно…
А сложившаяся программа вечера – это своеобразное доказательство бытия поэзии. Живая жизнь. Так становится очевидным масштаб автора… Потому что программа должна быть разнообразной по темам и интонациям – и одновременно складываться в «сверхтекст».
– Студенты Лита, обладающие актерскими способностями, у вас все на примете? Алиса Лоскутова, Елена Гнядек, Вячеслав Гончаров уже известны своими успешными исполнениями…
– Да, все названные вами исполнители – участники и победители конкурса художественной декламации «Класс!», который ежегодно проводится осенью в Литературном институте уже 15 лет… Конкурс по традиции объединяет и очников, и заочников, и слушателей ВЛК. В этот раз студенты 2 курса очного факультета, впервые участвовавшие в конкурсе в 2024 году, спрашивая, а будет ли что-нибудь во втором семестре в духе «Класса!», не оставили мне выбора… Стало ясно, что пора делать вечер поэзии, а поскольку студенты наши – люди неравнодушные не только к декламации, но и к пению, вспомнилась идея вечера поэзии Ахмадулиной, на чьи стихи так много замечательных музыкальных композиций.
– То есть именно организуемый вами конкурс художественной декламации «Класс!» способствовал «выявлению» таких талантов с актерским, вокальным, драматическим дарованием?
– Конечно, знакомство с талантами наших студентов происходит именно благодаря конкурсу. Но, даже будучи в активной переписке и репетируя, не всегда подозреваешь весь спектр творческих способностей адресата: как откроются артистизм, динамика движения, голосовые (певческие) данные исполнителя. Так, о том, что Елена Гнядек прекрасно поет и играет на музыкальных инструментах, я узнала только при подготовке вечера. Но такое обретение сыграло цементирующую роль в музыкальной части нашей программы, потому что не только великолепное исполнение романса «Прощание» с декламационным восстановлением пропущенного в романсе катрена украсило программу, но и точно выверенный аккомпанемент для других номеров был исполнен замечательно… А насколько широк диапазон голоса Алисы Лоскутовой, берущей самые невероподобные ноты в романсе «Снегурочка», я до конца не подозревала, хотя и слышала ранее в ее исполнении сложные музыкальные произведения.
– Как вообще был организован отбор выступающих? Как собрался такой классный коллектив участников?
– Это была, можно сказать, для многих участников «игра вслепую». Я каждому предлагала материал, исходя из моих представлений их предпочтений. Это может показаться режиссерским экстримом, но в данном случае в 90 процентах сработало.
Мне хотелось, чтобы участники конкурса «Класс!» выступили на одной сцене с выпускниками и преподавателями… И наши замечательные выпускники – Антонина Силуянова, Роман Соколов-Пурусин, Алла Лихачева, Дмитрий Лихачев, – показали чтецкий и вокальный класс. Кстати, до сих пор вспоминаю, как когда-то меня привело в восторг энергичное, свободное исполнение первокурсницей Аллой Мироненко (ныне – Лихачевой) народных песен на семинаре по фольклору. И тонкое, легкое, с мудрым лирическим примиренческим посылом исполнение Аллой сложнейшего «Романса о романсе» обрадовало и в этот вечер.
Действительно, гурманским украшением вечера стали номера вокальные: и уже упомянутые исполнители, Милена Маслова, Алиса Лоскутова, Алла Лихачева (Мироненко), Елена Гнядек, и Ольга Юрьевна Саленко с целым коллективом исполнителей композиции «После обеда», и, конечно, финальное исполнение участниками вечера песни «Синяя лодка».
– Поделитесь «байками» и анекдотами актерского «закулисья», ведь подчас они не менее интересны, чем сам праздник…
– Ну, из веселых эпизодов вспоминается призыв в общем чате (под старым названием «Диктатура лирики») к подругам по жизни и по кафедре «восстановить диктатуру» (!), на который Галина Юрьевна и Ольга Юрьевна откликнулись мгновенно. Наша кафедра время от времени проводила вечера, посвященные творчеству одного поэта (А. Пушкина, Н. Гумилева, М. Цветаевой), а с нашествием ковида пришла в голову идея создать новый видеоформат под названием «Диктатура лирики» (мы организовали видеопроекты поэзии А. Фета, Н. Некрасова, М. Цветаевой, Ю. Минералова) и еще «тематические» проекты («Поэзия труда», «Я-поэзия»): нужен был мощный призыв к объединению сил и преодолению всяких напастей. А теперь, когда вновь интереснее проводить живые встречи, мы решили объединить формат музыкально-поэтического вечера и звонкое название – «Диктатура лирики». И, по обыкновению, с миссией глобального обобщения блистательно справилась Галина Юрьевна Завгородняя, а Ольга Юрьевна Саленко оправдала свой статус ироника и прекрасного организатора коллективных номеров.
А в закулисье действительно были интересные находки, правда, не анекдотические, а лирические… Так, когда на первой репетиции Милена Маслова спела композицию «Мальчик-дождь», все согласились, что исполнение «а капелла» – единственно правильное решение. И Вироника Коряжкина очень искренне (такие моменты бесценны) рассказала о своем впечатлении от этого исполнения, цитирую приблизительно: «Мне виделось, как эту песню исполняет Милена, освещенная лучом прожектора в темноте, и все глаза устремлены на нее»… Так предполагаемая визуализация этого лирического музыкального номера зацепилась за финал стихотворения, исполняемого Ильей Соловьевым «Апрель»: «И свет гашу, / И в комнате темно»… Сложилась драматургия любимых образов Беллы Ахмадулиной: уединение – «внутреннее» окно – дождь… Предварительно мы опробовали прожекторы и все иное, но остановились на том простом вроде бы эффекте, который ближе воспроизводил слова Вироники…
И вот еще… В тот день, когда мы проводили концерт, 10 апреля я из окна кафедры русской классической литературы наблюдала такую сцену: из корпуса Зимнего сада после занятий выбежали юноша и девушка и стали из свежего снега лепить маленького снеговика. Это чудесное повторение ахмадулинского сюжета вызвало щемящее ощущение единства слова и жизни здесь и сейчас:
Мы соблюдаем правила зимы.
Играем мы, не уступая смеху,
и, придавая очертанья снегу,
приподнимаем белый снег с земли.
И, будто бы предчувствуя беду,
прохожие толпятся у забора,
снедает их тяжелая, забота:
а что с тобой имеем мы в виду.
Мы бабу лепим, только и всего.
О, это торжество и удивленье,
когда и высота и удлиненье
зависят от движенья твоего.
Ты говоришь: -Смотри, как я леплю.-
Действительно, как хорошо ты лепишь
и форму от бесформенности лечишь.
Я говорю: — Смотри, как я люблю.
Снег уточняет все свои черты
и слушается нашего приказа.
И вдруг я замечаю, как прекрасно
лицо, что к снегу обращаешь ты…
– Каждый студент сам мог выбрать стихотворение по душе или поэтические произведения были предложены организаторами?
– По-разному. БОльшую часть произведений для чтения и пения предложила я. Только в нескольких случаях не угадала, и участники сами предложили номера для исполнения. Так сразу обнаружился один из уже упомянутых гвоздей программы – «Мальчик – дождь» Милены Масловой. Счастливо увенчались успехом поиски «своих» стихов Ахмадулиной у Виктории Клинкео («Снег») и Богдана Бобылева («Молитва змеи»), это были завораживающие интонации. Дарья Мирзалиева долго перебирала и радостно обрела стихи «Смеясь, ликуя и бунтуя», которые внесли изящную ноту озорства в концертную программу. Дина Паклина усилила свежесть ожиданий весны стихотворением «Был месяц май».
Со сложной, мною предложенной, задачей по-своему прочитать известнейшие стихи «О мой застенчивый герой» великолепно справилась Лиза Кранина, чья искренняя интонация обновила впечатление от текста.
И знаете, что особенно хотелось бы отметить, – это исполнение стихов Ахмадулиной нашими чтецами-мужчинами: удивительно живой, и радостный, и задумчивый «Апрель» Ильи Соловьева, безупречное исполнение знаковых стихов «Влечет меня старинный слог» актером и поэтом (апологетом классического стиха) Олегом Вербицким, на мужской голос виртуозно актерски сыгранный сюжет «Мотороллера» Никитой Ланским… Михаил Брусника интересно прочел знаменитые стихи «И снова, как огни мартенов…» в своей повествовательно-сдержанной манере… Вот это и доказывает, что поэзия Ахмадулиной имеет «общечеловеческое» значение, это не только женская поэзия, это «поэзия Поэта».
– В соответствии с каким принципом выстраивалась очередность выступавших?
– Ох, когда приходит время собирать камни – это действительно непростой процесс… Распределение музыкальных номеров + внутренняя связь текстов по темам, образам + чередование женских и мужских голосов + качели настроения… Калейдоскоп номеров, конечно, мучал организатора), но в итоге сложился. В том числе прекрасно встроилась комическая зарисовка «Описание обеда», которая потенциально контрастировала с общим настроением программы, но стала прекрасной интермедией, веселым композиционным центром вечера. Подробнее расскажет об этом номере Ольга Юрьевна Саленко, ведь его подготовка была приятным сюрпризом.
– Ольга Юрьевна, откройте секрет: вы написали музыку к стихотворению «Описание обеда»?
– Если можно, начну немного издалека. Уже несколько лет как в меня попала формула юной Ахмадулиной «жена литературоведа, сама литературовед». Много раз прочитав стихотворение, я решила, что оно вообще было написано именно ради этих двух строк и выстроено вокруг них. Так оригинал стихотворения был серьезно сокращен, сюжет спрямлен в духе народной песни, и родился припев: «С улыбкой грусти и привета / открыла дверь в тепло и свет / жена литературоведа, / сама литературовед». Вы чувствуете, что в этих строках ощущается личное отношение автора к когорте литературоведов, и вы понимаете, что и у меня это, в свою очередь, отозвалась тоже чем-то личным. В общем, завязались личные отношения, и сложился незатейливый мотивчик в духе городской песни, высоким словом ‘музыка’ я не могу это назвать. Я пригласила послушать, как это звучит, Александра Силантьева, моего аспиранта и давнего аккомпаниатора в проекте «Диктатура лирики». Он предложил смягчить переход и разнообразить приемы звукоизвлечения. Порепетировали, и все сложилось. Мне нравится исполнять стихотворения под музыку, как яркий вариант прочтения произведения. В проекте «Диктатура лирики» я обращалась к «Стиху как бы шофера» Маяковского, «Дворикам старой Москвы» Цветаевой, «Я не люблю иронии твоей» Некрасова. Я признательна Людмиле Александровне за такую возможность и одновременно вызов…
– А кто придумал постановочную часть к «Описанию обеда»?
Ольга Юрьевна: Мини-постановка состоялась благодаря нашим совместным усилиям со студентами 2 курса. Ребята откликнулись на мою просьбу о помощи очень оперативно. Сложился яркий коллектив: Илья Шустров сразу выбрал себе соседа-литературоведа, Татьяна Шабалина стала его милой спутницей, органичная Даша Белова и просто профи актерского мастерства Олег Вербицкий стали гостями дома, а Елизавета Ласкавая исключительно вжилась в образ поэта. Я написала синопсис действия на сцене по куплетам песни и чуть обозначила психологические линии главным действующим лицам – жене, соседу, поэту, обозначила реквизит на столе. Все происходило в сжатые сроки. За две неполных репетиции сложился весь рисунок, момент исполнения припева поэтом на аванс-сцене был добавлен на последней репетиции по совету Вероники Смирновой, что ярко завершило образ поэта и номер в целом. Ребята с большим энтузиазмом, интересом и профессионализмом подошли к делу, с удовольствием творчески импровизировали. Спасибо им огромное! Им было непросто за своими репетициями выкроить время и для нашего «Обеда».
– Елизавета Ласкавая, сыгравшая поэтессу, действительно похожа на Ахмадуллину. Кто это первый заметил?
Ольга Юрьевна: Я очень рада, что вы считаете, что Елизавета похожа на Беллу Ахмадулину. Но думаю, что дело здесь не столько во внешнем сходстве, сколько в том, что все они – творческие люди, и сыграть поэта для них органично, как самих себя. У Елизаветы это получилось буквально с одной репетиции. Как я уже говорила, роли разбирали ребята сами, без моего участия. Я, конечно, видела Лизу на лекциях и думала про нее, как про поэта, но не подходила к ней.
Людмила Александровна: Интересно, что стихи «Описание обеда» я изначально предложила именно Лизе, но она раздумывала, что выбрать: их или чудесный стих «Как никогда, беспечна и добра…». Остановились на втором. В итоге за «Описание обеда» взялась Ольга Юрьевна, но Лиза – сыграла-таки в нем главную роль!
– Вероника Смирнова – звезда на небосклоне Лита? Это было ее первое выступление?
– Вероника – актриса. Я, к сожалению, не видела проектов с ее участием, но есть же люди, которым не нужны для самопрезентации особые жанры, они и в обычной жизни артистичны… Я очень рада, что угадала с предложенным Веронике стихотворением: ее совершенно ни на кого не могущая быть похожей манера чтения – замечательная работа с акробатическими обертонами ахмадулинского «Взойти на сцену»…
– Какие еще поэтические прочтения вы могли бы отметить особо?
– Я знала, что «На мотив икоса» может прочитать только Роман Соколов-Пурусин, это сложнейшее произведение, требующее и чтецкой концентрации, и, главное, молитвы. Знала, что «Варфоломеевская ночь» в исполнении Вячеслава Гончарова пройдет холодком по спине у зрителей в зале. Не ожидала перфоманс с исполнением «пушкинского письма» «Он – ей» Дмитрием Лихачевым, но Он в очередной раз удивил и мобилизировал организатора не расслабляться…
А по большому счету, здесь нужно бы назвать всех участников, потому что на удивление каждое исполнение прозвучало увереннее, интереснее, вдумчивее, чем на репетициях…
– Чем готовитесь порадовать Лит в будущем?
– Идей много! Для некоторых уже и название припасено… Надеемся в следующем семестре порадовать наших талантливых исполнителей новым приглашением к участию в концертной программе!