Сиромаха Виталий Григорьевич
филологический факультет МГУ им. Ломоносова 1970
учитель русского языка и литературы
Работал в Ишимском пединституте до 1982 г. (1 год служил в СА, 3 года – в аспирантуре филологического факультета МГУ им. Ломоносова). С 1983 г. по 1985 г. работал на филологическом факультете РУДН. С 1986 г. по настоящее время работаю в Литературном институте им. А. М. Горького на кафедре русского языка и стилистики, канд. филол. н., доцент.
лингвистика
Родился 07.03.1947 г. в г. Вильнюсе. Окончил среднюю школу №27 в г. Брянске в 1965 г. В этом году поступил на филологический факультет (русское отделение) МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Москва. Окончил МГУ в 1970 г. и с этого года начал работу в Ишимском педагогическом институте (Тюменская обл.).
Регулярное участие в Горшковских конференциях и во многих других конференциях (в том числе – международных)
Почетная грамота Литинститута им. А. М. Горького в связи с 75-летием со дня образования института и юбилейная медаль «75 лет Литературному института им А. М. горького»
Более 80 работ.
За последние 5 лет (с 2019 по 2023 гг.):
1.«Отражение смены образовательных парадигм в современных учебных пособиях по РКИ»// В сб. «Слово Грамматика Речь». Материалы VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» Филологичекий факультет МГУ им. М.В.Ломоносова 28-30 ноября 2019 г., М., Изд-во МГУ, 2019, с. 78-80 (с Быковой О. П.).
2.«Осмысление опыта преподавания РКИ в вузах инженерно-техническогопрофиля (МИИГАиК) как отражение общих тенденций развития высшего образования в России»//В сб. научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции «Русский язык и литература в конспекте глобализации», посвященной 50-летию МАПРЯЛ, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 16-17 ноября 2018 г. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019 г., с. 122-128 (в соавторстве).
3. «О принципах новой образовательной парадигмы и попытке их реализации на занятиях по педагогике»// В сб. Межд. науч.-метод.конф. «Социально-антропологические проблемы современного образования, 19-20 декабря 2019, ПсковГУ , Псков, Изд-во ПсковГУ, 2020, с. 215-223 (в соавторстве).
4. «Соотношение универсального и специфического в преподавании русского языка как иностранного при формировании социокультурной компетенции в условиях работы в российских и зарубежных учебных заведениях»// В сб. научных статей «Цивилизация знаний: российские реалии Труды XIX Международной конференции, 20-21 апреля 2018 г.» М., РосНОУ, 2019, с. 801-812 (в соавторстве).
5. «К вопросу о формировании образовательной культуросферы в преподавании РКИ» // В сб. ст. «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования». II Международная научно-практическая конференция 18–23 сентября 2018 г. Варна, Болгария. М.: РГГУ, 2019, с. 257-271(в соавторстве).
6. «Из практики преподавания РКИ в МИИГАиК (традиции и современность)»// В сб. научн. ст. «Предвузовская подготовка иностранных граждан в РФ: история и современность» V Международной научно-практической конференции 23-25 октября 2019 г. Институт русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова, М., изд-во МГУ, 2020, с. 63-71 (с Быковой О. П.).
- «Языковые взгляды Д. В. Дашкова, одного из активных участников дискуссии начала XIX в. о старом и новом слоге»// В сб. статей «Язык как материал словесности»: XXIII Международные научные чтения (24 октября 2020 г., Москва). Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Литературный институт им. А. М. Горького». Казань: Бук, 2020 г., с. 161-174.
8. «Реализация междисциплинарного и компетентностного подходов при создании учебного комплекса по РКИ для учащихся нефилологического профиля»// В сб. научн. статей «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования». Материалы IV Международной научно-практической конференции. Варна (Болгария) Варна – М., РГГУ, 2020, с. 10-31 (в соавторстве).
9. «Образовательная культуросфера: от теории к практике»// В сб. «Осенние «Осенние чтения: к 20-летию открытия лингвистического образования в РосНОУ». Международная научно-практическая конференция. Составитель О. Ю. Иванова. М., 2020, с. 114-120.
10. Актуализация национально ориентированного подхода к преподаванию РКИ как потребность онлайн-обучения в настоящее время» - в сб. материалов Первого международного форума русистов « TERRA RUSISTIKA». Псков, Псковский ГУ, 2021 г., с. 77-82 (в соавторстве).
11. «Названия коттеджных поселков как часть современного российского лингвистического ландшафта»// В сб. «Гуманитарные технологии в современном мире». Материалы IX Международной научно-практической конференции. Светлогорск, 2021 (в соавторстве).
12. «Аспирантский курс по педагогике как шаг к формированию креативности будущих преподавателей»//В журнал «REOSIAHAG» Institute for Russian and Altaic Studies, Chungbuk National University, Республика Корея, 2021 г. (с Быковой О.П.).
13. «О формировании педагогических компетенций у учащихся высшей школы в условиях новой социально-культурной реальности (на материале нового учебного пособия по педагогике высшей школы) – в альманахе «Этнодиалоги» М., Издательский дом ЭТНОСФЕРА, 2022, №1(67), с. 177 – 187 (в соавторстве).
14.«Коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения названий российских коттеджных посёлков" – в журнале «Современная коммуникативистика», №2(57)/2022, с. 10-21 (в соавторстве).
15. «Об имидже современного преподавателя вуза» - в сб. н. ст. «Язык как материал словесности» XXV научные чтения 22 октября 2022 г. Москва. Казань, Изд-во «Бук», 2022 г., с. 237 – 245 (с Быковой О. П.).
16. «О роли культурно-образовательной среды в преодолении различий в жизни больших и малых городов России» (в соавторстве)// - В сб. статей «Гуманитарные технологии в современном мире». X Международная научно-практическая конференция памяти д. пед. н., главного редактора научного журнала «современная коммуникативистика» проф. О. Я. Гойхмана (Светлогорск, 19-22 мая 2022 г.), с. 64 – 73 (в соавторстве).