Студенты-франкофоны 2 курса на лекциях о театре Жана Кокто (1889-1963)

Королева Маргарита Владимировна
Болгова Ольга Вячеславовна
Дек 14 2024
М.В. Королева и О.В. Болгова со студентами Литинститута

3 и 10 декабря 2024 студенты-франкофоны 2 курса вместе с преподавателями кафедры иностранных языков Маргаритой Владимировной Королёвой и Ольгой Вячеславовной Болговой посетили лекции журналиста и литературного переводчика Сергея Александровича Бунтмана о театральных работах Жана Кокто (1889-1963), который также известен как поэт, прозаик, сценарист, критик и теоретик искусства, художник.

Лекция вторая

Отзыв студентки 2 курса Алисы Карповой о первой лекции:

В стенах Французского института, крохотном кусочке Франции, спрятанном во дворах Милютинского переулка, хочется оказаться даже после пяти пар и серии бессонных ночей – сегодня здесь говорят об удивительном человеке искусства XX века – о Жане Кокто!  Суперчеловеке, оставившем огромное художественное наследие в мире балета, театра, поэзии, живописи, кино.

Сегодня о нем вещает магнетический Сергей Бунтман, чей голос, отпечатываясь глубоко внутри,  длинной ниточкой ведет тебя прямо по жизни и творчеству Кокто, по целой эпохе… Сергей Дягилев, Эрик Сати, Пабло Пикассо, Коко Шанель, Жан Маре, Эдит Пиаф – звезды на небосклоне двадцатого столетия, в центре которого, как объединяющее их всех звено, стоит Жан Кокто.

Все начинается с Дягилевского «Удиви меня!». Еще недавно маленький Кокто провожал мать в театр и, оставаясь дома наедине с собой, представлял, как она, тонущая в своем бархате, заходит в амфитеатр, и тогда начинается спектакль. Но в воображении Кокто это был не тот спектакль, что разворачивается на сцене – настоящий театр происходил прямо в зале, во время рассадки зрителей, за кулисами, портьерами, везде, куда только могла просочиться жизнь.

Кокто так никогда и не выйдет из детства, но откроет уже свой мир театра, провозгласив, что художник становится художником лишь тогда, когда выходит за рамки реальности. «Правдивее правды!» – вот каким предстает настоящее искусство.

Перед нами рассказ об удивительных постановках Жана Кокто: «Орфей» с его застывшими над пропастью времен стекольщиками; монопьеса «Человеческий голос», которая состоит из тридцатиминутного надрывного телефонного разговора женщины со своим любимым, голос которого мы не слышим (внутри каждого человека в этот момент, как говорил Кокто, встает параллель: я/ты/мы/тогда/и сейчас/как все изменилось).

Вечер заканчивается прослушиванием отрывка из пьесы «Адская машина» на языке оригинала. Эдип досчитывает до пятидесяти, после чего мы слышим пугающий неземной голос девушки, превратившейся в Сфинкса.  Она загадывает ему загадку, желая спасти, но погибает сама.

В конце мурашки по коже!