Студенты Литинститута на выставке в Новой Третьяковке
27 октября 2024 студенты первого, второго, третьего и четвёртого курсов вместе с доцентом кафедры иностранных языков и зарубежной литературы Ярославой Юрьевной Муратовой посетили выставку Новой Третьяковской галереи «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», где познакомились с работами Виктора Михайловича Васнецова – выдающегося мастера, обращавшегося в своём творчестве к фольклорно-эпическим сюжетам, его брата Аполлинария Михайловича, чьи работы посвящены быту Древней Руси и историко-архитектурной реконструкции, а также внука Виктора Михайловича, Андрея Васнецова, мастера монументальной и станковой живописи.
После состоялось обсуждение, где прозвучали мнения о том, что каждый из Васнецовых обладает индивидуальным стилем, отличающимся от стилей двух других: если Виктор одновременно вызывает и преодолевает ассоциации с детством и учебниками по литературе за третий класс, то при взгляде на работы Андрея приходят мысли о бытии, низведённом до быта.
Особенно интересно было отметить, как по-разному все три художника видели и отражали историю России: Виктор в своих знаменитых сюжетах утвердил народную сказку и христианство как основы ее культуры, Аполлинарий изобразил огромный географический и исторический масштаб страны, Андрей – новую послевоенную эпоху ХХ века.
Студенты отозвались о «Васнецовых» как о замечательной выставке, которая показывает культуру России через поколение великих художников. Привычные сказочные картины Виктора Васнецова напоминали о любимых сказках, его роспись храма успокаивала и волновала душу одновременно пейзажи Аполлинария знакомили с Россией с совершенно другой стороны – природной, глубинной. А Андрей Васнецов, внук Виктора, лаконично и сильно передал быт советского народа.
На выставке были также представлены биографические сведения о всех трёх художниках и их пути, что обогащало восприятие их картин. Картину «Затмение» Андрей Васнецов написал после смерти сына, и эти сведения открывают иной пласт в интерпретации, усиливают трагичные ноты в изображении двух фигур рядом с заслонённым солнцем. О своей творческой позиции он писал: «То, что я сделал, – это лишь только этап, необходимый этап профессиональных поисков реалистического языка».
Интересно сопоставлять язык литературы с языком живописи и открывать, что в чём-то они схожи: могут черпать источники вдохновения в фольклорных мотивах, усложнять или уплощать технику в зависимости от поставленных задач.
Рита Шилкина