Студенты Литинститута посмотрели выставку «Передвижники»

Муратова Ярослава Юрьевна
Апр 28 2025
Ярослава Юрьевна Муратова со студентами Литинститута

23 марта 2025 студенты – участники Клуба любителей искусства и преподаватель кафедры иностранных языков Ярослава Юрьевна Муратова сходили в Третьяковку на ключевую выставку не только этого года, но и, наверное, последних нескольких лет – «Передвижники» (30.10.2024-06.04.2025), посвященную творчеству и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Казалось бы, собраны знакомые всем нам с детства по учебникам и школьно-семейным походам в Третьяковку картины, но особая развеска в первом зале (как на первой передвижной выставке в Петербурге в 1871 г.) и оригинально по разделам скомпонованная экспозиция в целом заставляет взглянуть на привычное по-новому. И приходит осознание не только масштабности этого явления, но и понимание того, что это наше, чисто российское предприятие самой высокой пробы и масштаба, организованное художниками ради просвещения народа, ради воспитания вкуса и обновления искусства.

Ниже приводятся отзывы-впечатления ребят, побывавших на выставке. 


Анастасия Янцевич

На выставке “Передвижники” в новом здании Третьяковки интересно по-новому посмотреть на уже хорошо знакомых нам художников. Кураторы выставки предлагают свежий взгляд на творчество передвижников - это уже не просто борцы за свободу русского народа, как это было в советской трактовке, и не просто художники-бизнесмены, в трактовке современной.  Кураторы показывают нам новых передвижников - метафизиков и мыслителей, наравне с Толстым, Достоевским, Соловьевым, которые появляются среди портретов, написанных передвижниками. Новые смыслы открываются в исторических полотнах, в образах “народной толпы” и в религиозных образах. Так “Владимирка” Левитана рядом с образами Иисуса у Крамского и Ге становится уже не просто сибирским трактом, но путём на Голгофу.

Интересно, что у картины Николая Ге «Что есть истина?» все останавливаются.

Читают комментарий на табличке:

«Облик Христа в трактовке Ге травмировал русское общество».

Все, кто проходят мимо, читают: «Травмировал русское общество», - передают другим, снова повторяют, проходят, и следующие снова так же.

А дальше никто не читает... «травмировал», «образ Христа», «русское общество»…

А почему?

«Публика требовала молодого, одухотворенного Иисуса, как на работах старых мастеров. Художника обвиняли в увлечении натурализмом, в бессилии воплотить мировую идею».

И дальше:

«Лишь немногочисленные поклонники Ге восприняли нищего как «божественного страдальца», а картину назвали достижением не только в области искусства, но и в философии».

А почему Пилат смеётся? Пилат никого не интересует. А ведь главная тема картины не Иисус, а «что есть истина».

В комментарии кураторы отмечают цитату Ге: «Для Пилата нет одной истины, для него существует много истин. Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Важно было показать столкновение этих двух начал».

Так, вопрос «что есть истина» сам рождается из этого столкновения двух образов на картине.

Вот он - новый облик передвижников, это не социальное полотно, не разговор о власти и слабости и не просто реалистическое письмо с отталкивающим образом Иисуса. Это более сложное размышление о смыслах, идеалах, моделях и плоскостях мира, вот о чем говорит со зрителем Николай Ге.

Дина Карцева

Посещение выставки «Передвижников» в Третьяковской галерее позволило мне не только вновь увидеть давно известные и любимые картины, но и дало возможность узнать передвижников с новой, неожиданной стороны. Узнать о том, как «работало» творческое объединение, как готовило свои выставки, что стало с мастерами после распада «Передвижников». Особое впечатление на меня произвели работы Куинджи, в некотором смысле «завершающие» выставку, а также представленные на выставке пейзажи, которые так часто остаются в тени портретов и «сюжетных» картин. Интересно было увидеть посреди классической живописи инсталляцию современного художника Палисского «Грачи прилетели», услышать из обрывков чужих разговоров отношение других посетителей к современному искусству.

«Передвижники» не просто позволили мне провести несколько часов в окружении искусства, но подарили вдохновение, позволили увидеть наш мир, наше прошлое глазами великих художников.

Даша Евсеева

В последние годы каждая выставка Третьяковки - не просто «показ картин на тему», а настоящее художественное высказывание, и «Передвижники», несомненно, эту традицию продолжают: за выставкой чувствуется огромная работа искусствоведов, историков, кураторов. Выходишь из музея, и уносишь с собой не только впечатление от отдельных полотен, не только гул какой-то правильной усталости, но и общее, цельное ощущение эпохи, судеб, художественных течений. Так искусство живописное и искусство экспозиционное объединяются, чтобы рассказать нашу общую художественную и человеческую историю.

Матвей Конищев

Выставка «Передвижники» в новом здании Третьяковской галереи, это не только картины, но и прежде всего история развития живописи в России второй половины 19 века, которая, как и любое искусство, тесно связано судьбой страны. Связь эту можно увидеть в стремлении художников отобразить жизнь того времени с помощью своих работ: портретов, бытовых сценок, пейзажей. Все это в совокупности погружает нас в атмосферу той эпохи и даёт глубокий исторический контекст, даёт нам возможность увидеть человека глазами художника, будь то императрица, писатель или кочегар. Также можно увидеть изменения религиозного сознания, смещение акцентов с божественного на человеческое. Серия картин, посвященных библейской тематике, с центральной фигурой Христа показывают некоторый слом в религиозном сознании того времени, и, хотя большая часть общества подвергла жёсткой критике эти работы, они очертили новое пространство в  изображении божественного.

Татьяна Гончарова

Благодаря этой выставке удалось увидеть передвижников как целостное явление, понять динамики и логику их истории. К хорошо известным полотнам добавились новые, которые я никогда прежде не видела. Из них особенно поразила «Офелия» Константина Егоровича Маковского, все это время прятавшаяся от меня в Русском музее.

Передвижников, как это ни обидно, я знала по их полотнам и почти никого - по портретам. Выставка помогла частично исправить и это. Целая стена посвящена портретам художников-передвижников, которые можно переворачивать и проверять себя, читая их имена и годы жизни. Конечно, за один день невозможно запомнить всех, поэтому уже хочется туда вернуться!

Давид Арутюнян. Про Передвижников.

Масштабная выставка, на которой представлены разные стороны жизни – история и религия в картинах Ге, портреты Перова и Крамского, пейзажи Куинджи. На привычные картины взглянул по-новому.

Но что более зацепило меня, так это работы «отвергнутые»: любопытно было посмотреть, какие работы могли оказаться на выставке, но не прошедшие конкурс. Стоял в голове лишь один вопрос: «Почему?»