Урок в начальной школе: лучшая современная сказка

Дмитриевская Лидия Николаевна
Апр 7 2021
По «Конкурсу сказок», организованному кафедрой русской классической литературы и славистики Литинститута, 19 марта 2021 в одной из подмосковных школ прошёл библиотечный урок.
Заставка

В 2020-2021 гг. в Литературном институте имени А.М. Горького прошёл Конкурс сказок. Членами жюри конкурса были не только писатели и педагоги, но и дети. Самое активное участие в оценивании сказок приняли учащиеся 2-х классов Школы № 30 г. Балашихи. Учителя и библиотекари этой школы творчески подошли к участию в конкурсе и на его базе провели свой проект «Детское жюри: лучшая современная сказка». Об этом школьном проекте мы и расскажем.

Сразу отметим один важный момент: учащиеся 2 класса за 2-3 недели прочитали от 5 до 20 сказок. Это немало с учётом школьной нагрузки. Осознание своей важной роли в проекте – член жюри – стало главной мотивацией для второклассников. Ведь дети читали не потому, что задано, не из-под палки – они выбирали лучшую современную сказку, они чувствовали ответственность, свою значимость, своё право ставить оценки, высказывать своё мнение. Благодаря детскому жюри был скорректирован выбор профессионалов: некоторые сказки стали победителями по решению детского жюри. Ребята переживали за полюбившуюся сказку, иногда до слёз, если не находили её в числе победивших. То есть мы видим хоть и временный, но всё же сильный всплеск интереса к чтению. Формирование устойчивой мотивации к чтению – длительный процесс, который должен начаться ещё до школы (подробнее).

Опытные учителя начальной школы поняли, что на материале прочитанных сказок можно не только познакомить учащихся с современной детской сказкой, но и развить

– осознанный интерес к чтению,
– критическое мышление,
– речь,
– умение анализировать художественное произведение,
– умение кратко пересказать произведение, выделяя главную идею, мораль,
– умение формулировать своё мнение и аргументировать его,
– умение выступать, презентовать свой материал,
– коллективно обсуждать произведение, дополнять докладчика.

И это ещё далеко не все полезные результаты проекта. Ученики делали иллюстрации к сказкам, заполняли подготовленные буклисты с планом анализа: герои сказки, их описание, интересный момент, о чем сказка заставляет задуматься.

Форма проведения – библиотечный урок с докладами учеников 2-го класса, членов жюри конкурса сказок. Получилась почти детская конференция по современной сказке. Не все детали удаётся ребятам запомнить и передать в пересказе, но класс, другие члены жюри приходят на помощь и дополняют рассказчика. Так школьники учатся внимательно слушать, дополнять по существу, выражать своё мнение в процессе обсуждения.

Выступления детей разные: кто-то артистичен, кто-то преодолевает стеснительность, кто-то хорошо подготовился заранее, а кто-то больше импровизирует. Но в любом случае ученики достойно выдерживают испытание двух-пятиминутной монологической речи перед публикой и камерой.

Почему второклассники так уверены в себе? Конечно, тут и возрастное: в этом возрасте дети, как правило, не боятся выступать перед публикой. А ребята ещё и уверены, что являются лучшими специалистами в области сказки, ведь к их мнению прислушивается авторитетное жюри, их внимательно слушают учителя и одноклассники. Такая уверенность в нужности своего дела очень помогает при выступлении.

На сайте Читаем дома, читаем вместе опубликована КНИГА СКАЗОК с работами победителей конкурса – на её основе можно проводить свой школьный конкурс на самую лучшую сказку. В течение 2021 года можно прислать по электронной почте (адрес указан в верхнем углу сайта) результаты своего конкурса по Книге сказок, запись подобного урока и получить благодарность. Можно провести конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке, и тогда эти иллюстрации мы опубликуем на сайте Читаем дома, читаем вместе, украсив ими текст авторской сказки. А в следующие годы, когда будет проводится конкурс сказок, мы пригласим вас и ваших учеников в члены жюри.

Урок 19 марта 2021 провели учитель начальных классов И.Е. Головина, заведующая библиотекой Л.Г. Миронова (МБОУ г.о. Балашиха "СОШ № 30").