Благословлённые кириллицей. Сергей Арутюнов о Патриаршей литературной премии-2019

Арутюнов Сергей Сергеевич
мая 24 2019

Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя был полон: результатов премии каждый год в обществе ждут как духовных и общегуманитарных ориентиров, отвечающих на один из самых насущных социально-общественных вопросов – «Кого сегодня читать?»

По-разному, и только со своей стороны отвечают на этот вопрос лауреаты премии этого года. Каждый из них десятилетиями создавал свою уникальную галактику смыслов, трудился во имя идеалов, заложенных ещё бессмертной русской классикой, совершенствовал свой язык так, чтобы он был понятен и близок каждому российскому и зарубежному читателю.

Писатель, профессор исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, исследователь русской старины, автор десятков романов и повестей и реалистического, и прогностического направления Дмитрий Володихин (1969) – человек необычайно широкого кругозора и спектра профессиональных увлечений. Мир его идей соткан не только и не столько архивными документами, живыми свидетельствами о минувшем, сколько объёмным взглядом на национальное прошлое и будущее.

Из ещё туманной во многом для нас в смысле тех самых идей о смысле бытия современности пытается он достичь лет и максимально отдалённых, и отдалённых отчасти – эпохи Ивана Грозного (роман «Смертная чаша») и Гражданской войны (роман «Доброволец»). Володихин выстраивает даже «альтернативную историю» - без братоубийственной бойни столетней давности, с государем во главе сильнейшей евразийской державы, не изменившей ему, инициируя сборник «День коронации», участвуя в нём и собирая лучшие силы отечественной фантастики, призванные подумать о том, что было бы, если бы Святая Русь однажды не свернула с предначертанного пути.

Кроме прочего, Дмитрий Володихин – глубокий, умелый, способный захватить с первой строки поэт, хотя и старается не афишировать высокое призвание…

Фигура Александра Стрижёва (1934) , создавшего режуще правдивое бытописание советской довоенной деревни «Хроника одной души», запечатлевшего ломку русского традиционного уклада в 1930-е гг., удивительна по-своему: начав с «Заметок фенолога» в «Науке и жизни», в позднее советское время он перешёл к очеркам церковной истории, жизнеописаниям подвижников веры.

Его беззаветная, пламенная любовь к писателям Е.Н. Замятину и Л.Ф. Зурову, архимандриту Фотию (Спасскому), архиепископу Никону (Рождественскому), иеромонаху Серафиму (Роузу) сделали его первопроходцем в строгом литературоведческом собирательстве уникальных материалов о них. Во многом А. Стрижёву обязаны и русские богословы В. Н. Лосский, В. Зеньковский, И. Андреевский, С.А. Нилус, а также адмирал А. С. Шишков, Б. Н. Ширяев, П. Г. Паламарчук. Александр

Николаевич – автор-составитель сборников «Ф. М. Достоевский и Православие» (1997), «А. С. Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная драма Льва Толстого» (1998), полного собрания творений Игнатия (Брянчанинова) (2001—2006). И сегодня А. Н. Стрижёв исполнен энергии, ведя личную страницу в Интернете.

Наконец, Михаил Тарковский (1958) – географ, биолог, охотник, самобытный прозаик и поэт, главный редактор альманаха «Енисей», многие годы живущий в посёлке Бахта Красноярского края – представляет собой выраженное реалистическое начало во всех своих произведениях.

Его песня – души, прежде всего, русской до последней молекулы, смятенной и мужественной одновременно. В каждой фразе своей писатель стремится к правде не вымысла, но самой достоверной достоверности, отображая и мучение, и торжество сознания, решившего доискаться до главной жизненной формулы, ответить на вопрос, отчего мы таковы, каковы есть, что в истории нашей стало поворотным, и к каким результатам нас привело.

Номинанты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, вошедшие в «короткий список», прекрасно известны российским и зарубежным читателям. Это – поэт, прозаик, художник-реставратор Василий Дворцов, поэт, мастер драматической поэзии Константин Скворцов, писатели Вячеслав Бондаренко (Беларусь) и Михаил Чванов (Уфа). В 2019 году всем номинантам впервые был вручён Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы».

Церемонию вручения премии открыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Предстоятель заявил, что русская литература переживает кризис постмодернизма, и для его преодоления ей нужны авторы, подобные А.С. Пушкину.

«Сегодня нам очень нужна литература, которая бы примирила постмодернистскую реальность с вечными нравственными принципами и ценностями. Нам нужны новые Пушкины, которые могли бы «чувства добрые» «лирой пробуждать», не идеализируя, но и не опошляя при этом мир существующий, а свидетельствуя при этом о высших ценностях, стремиться к познанию которых призван каждый человек», - считает патриарх.

«Торжество нигилизма, эстетизма, декаданса, циничного, гедонистического, вызывающего эпатаж - вот печальные плоды постмодернистской реальности в литературе», - констатировал глава Русской Православной Церкви.

По счастью, литература глубокая, нравственная сегодня есть, подытожил он, и именно такие авторы, по словам его, и становятся лауреатами премии, вручаемой предстоятелем.

После Первосвятительского слова собравшимся, число которых превысило 1500 человек, был продемонстрирован фильм, созданный сотрудниками Продюсерского центра Александра Полякова, и представляющий собой выдержки из видео-бесед, проведённых с номинантами премии 2019 года. После подсчёта результатов тайного голосования, вручения наград победителям праздник словесности продолжился литературно-музыкальной композицией «Вера, Надежда, Любовь», в которой прозвучали

стихотворения лауреатов и номинантов Премии – Олеси Николаевой, Владимира Кострова, Михаила Тарковского, Виктора Николаева, Светланы Кековой.

По окончании церемонии Патриарх Кирилл поблагодарил всех участников и организаторов торжества, в том числе Издательский Совет Русской Православной Церкви, возглавляемый митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Проводя церемонию вручения Премии накануне Дня славянской письменности и культуры, Русская Православная Церковь ещё раз напоминает всем, что причастность русской словесности – Божие благословение, подразумевающее высочайшую ответственность пишущего за каждое своё слово. И они – лучшая награда всем благословлённым великим русским языком, кириллицей, созданной святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.