Календарь античной мифологии: апрель, «Кекроп»

Гвоздева Татьяна Борисовна
Апр 22 2025
Четвертый выпуск нашей рубрики «Календарь античной мифологии. Год Змеи» посвящен Кекропу.
Календарь

Четвертый выпуск нашей рубрики «Календарь античной мифологии. Год Змеи» посвящен Кекропу.

Кекроп был сыном богини земли Геи (по другой версии – сыном Гефеста) и афинским автохтоном.

Псевдо-Гигин. Мифы. 48

«Афинские цари. Кекроп, сын Земли».

Перевод Д.О. Торшилова

Псевдо-Гигин. Мифы. 158

«Сыновья Вулкана. Палемон. Кекроп. Эрихтоний».

Перевод Д.О. Торшилова

Аттический краснофигурный килик из Тарквиния. Италия. 440-430 гг. до н.э.

Аттический краснофигурный килик из Тарквиния. Италия. 440-430 гг. до н.э.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 1-2.

«Кекропс был автохтоном, тело у него было сросшееся из тела человека и дракона. Он стал первым царем в Аттике, и эту страну, прежде называвшуюся Актой, назвал по своему имени Кекропией».

В. Г. Боруховича

Кекропс I из Promptuarii Iconum Insigniorum и изображение Кекропа на вазе из Палермо

Кекропс I из Promptuarii Iconum Insigniorum и изображение Кекропа на вазе из Палермо

Кекроп был первым (или одним из первых) царем Афин. Его часто называют основателем города, а афинян - кекропидами.

Фукидид. История. Книга 2. 15. 1.

«Дело в том, что при Кекропе и первых царях до Тесея население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи и правителей».

Перевод Г. А. Стратановского

Антонио Фантуцци. Спор между Посейдоном и Афиной, 1540–45. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Антонио Фантуцци. Спор между Посейдоном и Афиной, 1540–45. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Страбон. География. Книга 9. 2. 18.

«Элевсин и Афины на реке Тритоне. Как говорят, эти города основал Кекроп, когда он властвовал над Беотией (тогда носившей имя Огигии), но впоследствии они были уничтожены наводнением».

Перевод Г. А. Стратановского

Спор Посейдона и Афины (реконструкция, Афинский Акрополь)

Спор Посейдона и Афины (реконструкция, Афинский Акрополь)

Павсаний. Описание Эллады. VIII. 2. 1.

«Лично я думаю, что афинский царь Кекроп и Ликаон жили в одно время, но в вопросах религии они были не одинаково мудры. Кекроп первый назвал Зевса Верховным и решил не приносить ему в жертву ничего, что имеет душу, сжигая на его алтаре в виде жертвы местные лепешки, которые и до нашего времени афиняне называют пеланами».

Перевод Кондратьева С. П.

В правление Кекропа произошел знаменитый спор Афины и Посейдона за Аттику.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 1 — 2.

«При нем, как говорят, боги решили поделить между собой города, где бы каждый из них пользовался только ему одному принадлежащими почестями. В Аттику первым пришел Посейдон и, ударив трезубцем о землю посреди акрополя, явил источник морской воды, который ныне называют Эрехтеидой».

В. Г. Боруховича

Рене-Антуан Уасс. Спор Посейдона и Афины. ок 1689—1706

Рене-Антуан Уасс. Спор Посейдона и Афины. ок 1689—1706

Павсаний. Описание Эллады. I. 26. 6.

«Там есть здание, именуемое Эрехтейоном, перед входом стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже, возложив печенья, они считают недозволенным употреблять вино. Входящий в это здание встречает три жертвенника: один - Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй - героя Бута и третий - жертвенник Гефеста. На стенах - картины, касающиеся рода Бутадов. Есть тут - так как здание двойное - в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийских афродисийцев; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».

Перевод Кондратьева С. П.

Афина и Посейдон. Камея. Сардоникс, оникс. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Афина и Посейдон. Камея. Сардоникс, оникс. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 1 — 2.

«После него пришла Афина и в присутствии Кекропса вырастила оливу, которую теперь показывают в Пандросии. Когда после этого между этими двумя богами начался спор из-за обладания Аттикой, Зевс разрешил его, дав им в качестве судей не Кекропса и Краная, как говорят некоторые, и не Эрисихтона, а двенадцать олимпийских богов. Эти боги изрекли приговор, согласно которому эта страна должна была принадлежать Афине, так как Кекропс засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. Афина назвала город по своему имени Афинами, Посейдон же, разгневавшись, затопил Триасийскую равнину и двинул море на Аттику.»

В. Г. Боруховича

Ноэль Алле. Спор между Посейдоном и Афиной, 1748. Лувр, Париж

Ноэль Алле. Спор между Посейдоном и Афиной, 1748. Лувр, Париж

Павсаний. Описание Эллады. I. 27. 1-2.

«В храме (Афины) Полиады находится изображение Гермеса из дерева; как говорят, это посвящение Кекропа; он почти невидим из-под миртовых ветвей. Другие посвятительные дары из числа древних, достойные упоминания, - это складное кресло работы Дедала, а из индийской добычи - панцирь Масистия, который в битве при Платеях был начальником (персидской) конницы и так называемый акинак Мардония. Я признаю, что Масистий погиб от афинских всадников, но так как Мардоний сражался против лакедемонян и пал от руки спартанского воина, то прежде всего афиняне не могли получить этой сабли из первых рук, да и лакедемоняне во всяком случае не позволили бы ее унести. Относительно масличного дерева афиняне ничего другого не рассказывают, кроме того, что оно было свидетельством права богини в ее споре (с Посейдоном) из-за этой страны. Они также рассказывают, что эта маслина сгорела, когда мидийцы сожгли города (у) афинян, но, сожженная, она в тот же день дала росток в два локтя».

Перевод Кондратьева С. П.

Доменико Бессафуми. Фреска. Минерва и Посейдон

Доменико Бессафуми. Фреска. Минерва и Посейдон

Публий Овидий Назон. Метаморфозы. VI. 70-82.

«Марсов Тритония холм на Кекроповой крепости нитъю
Изображает и спор, как этой земле нарекаться.
Вот и двенадцать богов с Юпитером посередине
В креслах высоких сидят, в величавом покое. Любого
Можно по виду признать. Юпитера царственен образ.
Бога морей явила она, как длинным трезубцем
Он ударяет скалу, и уж льется из каменной раны
Ток водяной: этим даром хотел он город присвоить.
Тут же являет себя - со щитом и копьем заостренным;
Шлем покрывает главу; эгида ей грудь защищает.
Изображает она, как из почвы, копьем прободенной,
Был извлечен урожай плодоносной сребристой оливы.
Боги дивятся труду. Окончанье работы – победа».

Перевод С. Шервинского

Мерри-Жозеф Блондель. Спор между Посейдоном и Афиной, Лувр, Париж

Мерри-Жозеф Блондель. Спор между Посейдоном и Афиной, Лувр, Париж

Идея и организация проекта – Гвоздева Татьяна Борисовна

Дизайн календаря – Майя Бирюзова

Видео – Илья Шустров

Скачать календарь... 

Предыдущий выпуск >>>